Аэробол
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram


По большому счету у России нет полноценного плавучего аэродрома даже в единственном экземпляре. «Адмирал Кузнецов», который и не совсем авианосец, а «всего лишь» тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР), введен в строй в далеком 1991 году. Сегодня на ходу осталось всего три корабля многострадального проекта 1143 («Кузнецов» – пятый корабль серии). ТАВКР «Баку» (позднее – «Адмирал Горшков») продан Индии и после модернизации несет службу под названием Vikramaditya. Крейсер «Рига» («Варяг») к моменту распада СССР был готов на три четверти, но при разделе Черноморского флота достался «незалежной». В 2012 году после масштабной модернизации ТАВКР Liaoning вошел в состав флота НОАК. И еще – наш «Адмирал Кузнецов», который больше ремонтируется и модернизируется, чем ходит на боевые дежурства. За целое десятилетие крейсер всего лишь раз сходил к берегам Сирии и опять встал на ремонт.
СРАВНИМ. ГРУППИРОВКА АВИАНОСЦЕВ ВМС США сегодня насчитывает 11 атомных ударных кораблей, десять из которых относятся к типу Nimitz, а последний – Gerald R. Ford – стал головным в новой серии. С периодичностью в пять лет США планируют ввести в строй еще четыре авианосца: John F. Kennedy – в 2020 году, Enterprise – в 2025 году и два вновь проектируемых – в 2030 и 2034 годах. Кстати, новейший Gerald R. Ford, формально введенный в состав ВМС в прошлом году и стоивший аж $12 млрд, все еще находится в стадии доводки и заступит на боевую вахту не ранее 2020 года.
ВЫЯСНИЛОСЬ, ЧТО «СТАРШИЙ БРАТ» в случае чего может успеть только к шапочному разбору (и то если посчитает нужным). Атомные ударные авианосцы – слишком ценные «игрушки». Поэтому Великобритания резонно решила: военный союз – это, конечно, хорошо, но в геополитических играх собственные козыри лишними не будут.
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВИАНЕСУЩИХ КОРАБЛЕЙ конкурируют две тенденции. Первая: современный боевой самолет – механизм весьма энерговооруженный, способный за счет форсажа развить сумасшедшую тягу и на коротком отрезке достичь так называемой эволютивной скорости (на ней самолет начинает «отзываться» на манипуляции аэродинамических органов управления). Задача авианосца – предоставить самолету дорожку для ее набора и подбросить машину трамплином при отрыве от взлетной палубы. Так отправляют самолеты наш «Адмирал Кузнецов», китайский Liaoning и индийский Vikramaditya. И – новейший британский авианосец Queen Elizabeth!
КАК ТОЛЬКО АВИАЦИЯ из гадкого утенка превратилась в реальную боевую силу, эра линкоров на море завершилась. Теперь мощь определялась не главным калибром башенных орудий, а бомбовой нагрузкой самолетов. Нагляднейшее тому подтверждение – печальная участь японского суперлинкора Yamato, вооруженного 460-миллиметровыми (!) пушками главного калибра. Американцы утопили его силами палубной авиации – небольшими самолетиками (TBM Avenger, максимальный взлетный вес – около 8 т) со сравнительно малой боевой нагрузкой – торпедой или 500-фунтовой бомбой AN-M64. Десяти торпед с начинкой из трех центнеров «торпекса» (смеси тротила, гексогена и алюминия) и 13 бомб хватило, чтобы вывести из игры самый большой в мире боевой корабль.
А ЧТО ЖЕ КАТАПУЛЬТЫ? А с ними все складывалось и просто, и сложно одновременно. К концу Второй мировой войны в авиации назрел свой кризис: поршневые самолеты исчерпали свои возможности и достигли концептуального потолка. Прорвать его могли только реактивные машины, тяжелые и скоростные, но совершенно непригодные в качестве палубной авиации. Перед конструкторами авианосцев возникла дилемма: или превратить взлетные палубы в необъятные железные поля, или придумать что-то неординарное.
КАТАПУЛЬТА БРАТЕЬВ РАЙТ почти буквально воспроизводила механизмы античной «артиллерии»: полутонный груз поднимался на пятиметровую высоту и при падении через систему полиспастов тянул трос с тележкой и сцепным крюком. Легкой «этажерке» для отрыва хватало ускорения в 1,5g, после чего в дело вступал слабенький бензиновый моторчик. Надежность стартовой установки уверила братьев в том, что последователям без катапульты не обойтись. А уж на кораблях – и подавно, в чем в 1912 году Орвилл Райт поспешил уверить командование совершенно нового рода войск – морской авиации.
ДОРАБОТАННУЮ МИТЧЕЛЛОМ катапульту смонтировали на палубе «Персея», и специалисты приступили к ее испытаниям. Главным отличием стала система питания паром – от корабельных котлов. Поршень не вылетал из цилиндра, а стопорился специальным амортизатором. Тестовая программа составила более полутора тысяч запусков, из них – треть пилотируемых.

НО ЗА ВСЕ НАДО ПЛАТИТЬ! Паровые катапульты – устройства тяжелые и громоздкие: масса только трубы-цилиндра и поршня достигает 200 т, и это без учета пароподводящих систем, компрессоров и прочего оборудования. В сумме катапультное хозяйство авианосца класса Nimitz достигает 12–15 % от общего водоизмещения в 100 тыс. т! И это еще не все. Как уже отмечалось, паровые катапульты выбрасывают на ветер заметную часть мощности энергоустановки корабля, причем «на ветер» – это не фигура речи, а реальный факт, отражающий крайне низкий КПД механизма (не более 6–8 %). Часть пара неизбежно стравливается на палубу, и что же происходит с нею в мороз? Ничего хорошего, если только не применять авианосцы исключительно в теплых широтах. А еще – представьте, сколько смазки требуется 100-метровому цилиндру с поршнем, работающему под давлением в пару сотен атмосфер! И ведь ее надо время от времени менять.
ПАРОВЫЕ КАТАПУЛЬТЫ плохо подходят для запуска беспилотных аппаратов (их обилие уже начинает пугать). Единственно возможный «жесткий» рабочий режим, сопровождаемый значительными перегрузками, сильно снижает ресурс самолетов, а уж на хрупких беспилотниках и вовсе может сказаться фатально. Бывший летчик Шерман Болдуин в книге «Ironclaw: A Navy Carrier Pilot's War Experience» так пишет о ночном старте с авианосца: «Голову мою прижало к подголовнику кресла. Приборы стали нерезкими, глаза ушли в глазные впадины, самолет жестоко трясло, пока он наконец не вырвался в смоляную черноту ночи». Немудрено: в самом начале перегрузка достигает 6g, а затем она быстро снижается до 3–4g.
И МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ, что мы с вами живем в эпоху заката морских левиафанов – 100-тысячетонные стальные чудовища, подобно тираннозаврам, будут вытеснены юркими и сравнительно недорогими электрическими кораблями, вооруженными беспилотниками самых разных типов, от простых разведывательных машин до ударных аппаратов, оснащенных мощным (и, весьма вероятно, ядерным) боеприпасом, и крылатыми ракетами. На пороге таких революционных изменений имеет смысл задуматься: а стоит ли нам догонять «Нимицы»? Может, сразу перескочить через поколение и стать законодателем мод будущего?
Технологии
Ким Александров