Плохие новости для Немо

Ставшая прототипом мультяшного героя рыба не переживет быстрых изменений окружающей среды.
Плохие новости для Немо

Рыба-клоун, ставшая знаменитой после выхода мультфильмов «В поисках Немо» и «В поисках Дори», генетически не приспособлена для адаптации к быстрым изменениям окружающей среды. Таковы результаты исследования Национального научно-исследовательского центра Франции (CNRS) и Вудсхолского института океанографии (США), опубликованные в журнале Ecology Letters.

Международная команда исследователей изучала популяцию рыбы-клоуна в лагунах Кимбе Бэй в Папуа-Новой Гвинее на протяжении десятилетия. С помощью генетического анализа ДНК популяции ученые смогли рассчитать ее потенциал для адаптации к изменениям условий обитания и увеличения самой популяции. Оказалось, что рыбы-клоуны долгое время процветали благодаря отличному состоянию окружающей среды, а не особенностям генов.

«Еще ни один вид морских обитателей не изучался так пристально с помощью технологий секвенирования ДНК, – говорит морской биолог Саймон Торрольд, соавтор исследования. – И самый большой сюрприз оказался и самым тревожным: усилия по защите популяции рыбы-клоуна от последствий изменения климата не могут опираться на их генетическую адаптацию. Кажется, Немо не сможет спасти себя».
Состояние анемонов, в которых и обитает рыба-клоун, значительно влияет на ее способность к выживанию. Если растения смогут адаптироваться к изменениям климата, то и популяция рыб сможет выжить. Однако если анемоны и коралловые рифы пострадают, рыбы-клоуны окажутся в беде.
«Будущее Немо напрямую зависит от экосистем, состояние которых ухудшается с каждым годом, – говорит Бенуа Пюйоль, эволюционный генетик CNRS. – Надеяться на то, что рыба-клоун сможет генетически адаптироваться к изменениям с той же скоростью, с которой они происходят, увы, неразумно. Поэтому существование популяции теперь всецело зависит от нашей способности поддерживать состояние мест ее обитания».
Фото: SIMON THORROLD, WOODS HOLE OCEANOGRAPHIC INSTITUTION