я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Циолковский-рассказчик. Как из его прозы рождались научные статьи

Литературное творчество Циолковского практически не упоминается в биографиях, оставаясь незамеченным на фоне его научных идей. Между тем, сам Циолковский считал, что в науке все начинается именно с фантазий и сказок.
Циолковский-рассказчик. Как из его прозы рождались научные статьи

Иллюстрация: А. Л. Каплан. prlib.ru

Прогнозы писателей-фантастов часто оказываются верными. Жюль Верн, Айзек Азимов, Герберт Уэллс и Рэй Брэдбери предсказали подводные лодки, наушники, автомобили, танки и высадку на Луну. Рассказы Циолковского «На Луне» (1883), «Изменение относительной тяжести на Земле» (1894), «Вне Земли» (1894) тоже содержат множество технических и научных прогнозов развития космонавтики. Современному читателю эти повести могут показаться несколько наивными, но для своего времени они считались настоящим прорывом.

Научно-фантастическая повесть «На Луне» впервые была опубликована в приложении к журналу «Вокруг света» в 1893 году. По сюжету два друга, рассказчик и физик, внезапно просыпаются… на Луне. Читатель исследует лунную поверхность вместе с героями, открывает для себя космос, как и они. Циолковский описывает, как выглядит спутник («строгие, поразительно отчетливые ландшафты»), какой оттуда видится Земля, какова сила тяжести на Луне («Почему я поднимаю такие предметы, которые прежде и сдвинуть не мог?»), как ведут себя жидкости («Медленно льется жидкость на Луне»), как происходит на Луне солнечное затмение («частое и грандиозное явление»). Автор упоминает и некоторые физиологические изменения в организме, которые характерны для Луны: «Если мы не упали в обморок, то единственно благодаря малой тяжести, препятствовавшей излишнему приливу крови к сердцу», «Что-то тянет меня в сторону, напрягает мускулы, заставляет делать скачок».

Иллюстрация из книги К. Э. Циолковского «На Луне»

Почти все предположения, высказанные в фантастическом произведении, впоследствии подтвердились экспериментами: ученые сделали фотографии Луны, изучили на ней силу тяжести и солнечные затмения. Циолковский одним из первых в отечественной космонавтике заговорил об освоении Луны как о плацдарме, с которого следует начинать покорение космоса. В заметках к его статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» намечен план освоения спутника: «Земные работы, дыхание и питание в изолированном пространстве, опыты с тяжестью. Опыты первых полетов. Полет на Луну. База на Луне. Там легче основаться, чем в безвоздушном пространстве вокруг Земли. Кольца вокруг Луны – 2-я база». Позднее Константин Циолковский изменил свое мнение и сделал ставку на орбитальные станции. Инструкция Циолковского, человека, в чье время еще не летали в космос, заложила основу будущего космического освоения. Сейчас на Земле космонавтов готовят именно так – опыты с тяжестью, еда и жизнь в изолированных отсеках.

Реальный снимок Луны isro.gov.in
— Точно такое же тяготение существует и на поверхности Луны, что там происходит от малого ее объема и малой плотности ее вещества.
— Уж не на Луне ли мы? – захохотал я.
— Если и на Луне, – смеялся физик, впадая в шутливый тон, – то беда в этом не велика, так как такое чудо, раз оно возможно, может повториться в обратном порядке, то есть мы опять возвратимся восвояси.
К. Циолковский «На Луне»

В 1896 году Циолковский прочитал статью конструктора Александра Федорова «Новый принцип воздухоплавания», и она вдохновила ученого на новую повесть «Вне Земли». В замке в Гималаях селятся несколько ученых из разных стран, чтобы вместе разрабатывать планы внеземных полетов. Герои спорят, обсуждают науку, проектируют корабли и в конце концов спускаются на поверхность Луны на гибриде летательного аппарата и лунного автомобиля. «Зачем громадный объем, прочность и масса, если полетят только двое и если сила взрывания может быть в тысячи раз меньше!» – пишет фантаст. Циолковский довольно точно описывает конструкцию пассажирской космической ракеты: «длинное тело формы наименьшего сопротивления… перегородками оно разделялось на 20 отделений… из особых резервуаров выделялся кислород». Международная космическая станция спроектирована примерно по такой же схеме. Старт этой ракеты тоже напоминает реальные старты нашего времени: «всех оглушил шум, но он быстро утихал по мере удаления ракеты». Циолковский придумывает космическую оранжерею: «запасы семян разных плодов, овощей и хлебов для разведения», которую часто показывают в фильмах о космосе; описывает ощущения космонавтов, прием пищи, сон, систему водоснабжения, и все – с удивительной точностью, будто сам находится внутри ракеты. Для выхода в космос Циолковский предлагает использовать шлюзовую камеру – сейчас так выходят в открытый космос.

Фото: ryazankreml.ru
Константин Циолковский высказывает мысль о том, что сбор образцов лунных горных пород может дать человечеству в дальнейшем возможность получать полезные ископаемые со спутника Земли. И вновь идея, озвученная в первый раз как прогноз писателя-фантаста, получает развитие в его научных трудах, где Циолковский уже всерьез предлагает использовать Луну как сырьевую базу для строительства космических поселений. Циолковский первым рассчитывает количество топлива, необходимое для полета на Луну, описывает схемы спуска на спутник с предварительным выходом на окололунную орбиту, предлагает мягкую посадку за счет торможения ракетных двигателей.

Иллюстрация из «Альбома космических путешествий» К. Э. Циолковского, 1933 г. ras.ru/ktsiolkovskyarchive 

Повесть «Вне Земли» будет опубликована в журнале «Природа и люди» только в 1918 году. Ее, по сообщениям журнала «Жизнь Земли», очень любил космонавт Юрий Гагарин. Один из героев произведения говорит: «Я так люблю небо, что буду очень счастлив, если общество позволит мне по вечерам во время нашего отдыха и общей беседы прочесть ряд лекций, на которых могли бы присутствовать и все желающие в замке». Наверное, это немного и сам Циолковский – влюбленный в небо космический пророк и просветитель.


Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK