Кочевники пустыни: история Монголии
СЫНОВЬЯ НЕБА
Территорию современной Монголии с давних времен населяли кочевники. Первое кочевое государство появилось у них в III веке до н. э. благодаря объединению племен, называемых хунну. Их правитель носил титул Шаньюй и избирался хуннской аристократией. Обращались к нему «Его Величество Сын Неба». О хунну известно прежде всего из китайских летописей, хотя и не очень много. Чтобы защищаться от набегов хунну, на южной границе Китая начали строить фортификационные сооружения, которые в дальнейшем стали Великой Китайской стеной.
Одна из картин, посвященных народу хунну, на выставке в Музее провинции Хэнань, Чжэнчжоу. Фото: Gary Todd, flickr.com
Зафиксированные в китайских источниках описания хунну создают впечатление, будто внешне они походили на тюрков и монголов: «Они низкорослы, коренасты, с круглой и очень большой головой, широким лицом, выдающимися вперед скулами, с широкими ноздрями, достаточно густыми усами, без бороды, за исключением пучка жестких волос на подбородке, длинными ушами, проколотыми для ношения кольца. Голова обычно бритая, за исключением пучка волос на макушке. Брови густые, глаза миндалевидные с разрезом, со жгучим взглядом. Носят они широкую одежду, спускающуюся ниже колен, с разрезом по бокам, опоясанные таким образом, что концы пояса свисают спереди». Монголы и сегодня считают хунну своими далекими предками.
После нескольких столетий войны с китайцами конфедерация хунну распалась. На смену им пришли другие народы – прежде всего, тюркоязычные, и такие, которых ученые обычно фиксируют под общим названием «монголоязычные народы». Нет убедительных археологических или исторических свидетельств того, что эти группы пришли в Монголию откуда-то извне, чтобы заселить пустующие после хунну земли. Скорее всего, монголы все время находились там в статусе подданных хунну, и распад империи всего лишь дал им возможность утвердиться в более высоком положении.
К 540 году империю степей поделили между собой несколько крупных тюрко-монгольских образований. От маньчжурской границы до Турфана правили жуан-жуаны, на нынешнем Семиречье – эфталиты. Вассалы жуан-жуаней, тукю, вскоре свергли своих хозяев и взяли под контроль большую часть Монголии. На смену империи тукю пришла уйгурская империя. Каждое новое государственное образование так или иначе перенимало черты предыдущего. Столица уйгурского кагана располагалась в Карабалгасуне – в те времена его называли также Орду-Балык, «город имперского двора», на верхнем Орхоне неподалеку от бывших резиденций правителей хунну и тукю и возле будущего Чингиз-ханидского Каракорума.
Орду-Балык. Вид на крепость сверху. bigenc.ru
Наименование «монгол» впервые появилось еще в племенном списке, записанном при китайской династии Тан (618–907). Затем оно исчезло, чтобы вновь возникнуть только в XI веке, когда большую часть Монголии (и север Китая) контролировали кидани. Кидани, основавшие династию Ляо в Китае (907–1125), уже и сами были монгольским народом. Свое государство они назвали сначала Великим Ляо, затем Великим государством киданей. В отношении Монголии кидани проводили довольно типичную для китайских правителей политику – стравливали местные племена друг с другом. В целом, хотя время от времени их наказывали карательными экспедициями, монголы считались верными союзниками Ляо.
К XII веку Великое Ляо пришло в упадок. Власть кидани в Китае перешла к тунгусо-маньчжурскому народу чжурчжэни. Они взяли китайское имя Цзинь («Золотой»), а в Монголии переключились с поддержки монголов на татар. Около 50 000 монголов (довольно крупное для того времени образование) сражались на стороне кидани в последних сражениях киданьской империи. Вероятно, именно по этой причине Цзинь решили, что будут более благосклонны к татарам.
Из-за бесконечных стравливаний и попыток добиться благосклонности той или иной политической силы в более влиятельном Китае монголы и татары враждовали. Такой разрозненной и быстро меняющейся была обстановка в Монголии, когда около 1162 года родился Тэмуджин. В истории он останется под именем Чингисхан.
ИМПЕРИЯ СТЕПЕЙ
Тэмуджин подчинил себе Монголию в межплеменной войне и весной 1206 года собрал недалеко от истока реки Онон монгольские и тюркские племена на большую ассамблею. Там его провозгласили высшим ханом, каганом или кааном (таким был старый титул жуан-жуанов, перешедший потом к тукю и уйгурам). Чингисхан, высший хан «всех тех, кто живет в войлочных шатрах», объявил, что старая империя, принадлежавшая так многим, будет теперь восстановлена в пользу монголов.
Чингисхан, портрет времен династии Юань. Музей императорского дворца, Тайбэй. painting.npm.gov.tw
Между 1207 и 1215 годами армии Чингисхана глубоко проникли в Северный Китай. Чингисхан использовал киданей в северном и северо-восточном Китае, чтобы заручиться поддержкой на местах. В 1215 году столица Чжунду (современный Пекин), из которой цзиньский император отступил на юг, была взята и разграблена. Иногда говорят, что тактика Чингисхана открылась ему будто бы свыше, стала результатом гениального замысла или особенной, сверхъестественной прозорливости. На самом деле, монголы сражались привычным для них образом – как кочевники. Они посылали вперед бесшумных и незаметных разведчиков. Их подвижная кавалерия производила устрашающее впечатление – казалось, что войско Чингисхана возникло из ниоткуда и заполнило сразу все. Прекрасные лучники, монголы пользовались этим преимуществом и на поле боя. Они передвигались, не обремененные обозами.
Битва между монголами и китайцами. Миниатюра из рукописи Джами ат-таварих Рашид ад-Дина. gallica.bnf.fr
Чингисхан собирался развивать дружественные отношения с Хорезмской империей, находившейся на стыке торговых путей, соединяющих Восток и Запад, и господствовавшей в Средней Азии, Иране и Афганистане. Однако в 1218 году его посланников казнили. В 1219 году Чингисхан вторгся в Хорезмскую империю. Монголы разграбили Бухару, Самарканд, Отрар и другие города.
16-летние завоевания Чингисхана привели к образованию Монгольской империи. Но Чингисхан не просто собирал земли. Он строил новую цивилизацию. В число своих близких советников он ввел уйгурцев, мусульман, китайцев. При Чингисхане сформировался корпус монгольского администрирования. Он ввел новый закон – Великую Ясу. Историк Абульгази-хан комплиментарно писал: «В эпоху правления Чингиз-хана в странах от Ирана до Турана сложилась спокойная обстановка, что можно было пройти от Востока до Запада с блюдом золота на голове, не испытав при этом малейшего покушения». Чингисхан умер в 1227 году, оставив после себя крупнейшую империю мира.
Каждый из четырех сыновей Чингисхана по сложившейся традиции должен был владеть вассальным королевством. Джучи, старшему, достались земли от Енисея и Аральского моря на Запад, «насколько доходили копыта монгольских лошадей». Второй сын Джагатай получил земли от страны уйгуров на Востоке и до Самарканда и Бухары на Западе. Третий сын Угэдэй правил западной Монголией и областью Тарбагатай. Младший Толуй унаследовал Восточную Монголию. В 1229 году великое монгольское собрание подтвердило правопреемство Угэдэя на посту великого хана (кагана). Избрание Угэдэя не нарушало кочевнические традиции: умирающий правитель мог назначить своим преемником сына, которого считал самым способным. При Угэдэе монголы завершили завоевание Северного Китая, Персии и Южной России.
Портрет Угэдэя. Музей императорского дворца, Тайбэй. painting.npm.gov.tw
Однако первое разделение государства неизбежно спровоцировало и дальнейшее деление. Батый, сын Джучи, продолжил формирование Золотой Орды (Улус Джучи). В этом ханстве тюрки значительно превосходили монголов. Своими методами сбора налогов и дани Золотая Орда способствовала возвышению великих князей Московских, и в конечном итоге именно союз во главе с Москвой сломил власть монголов (к тому времени чаще называемых татарами) в битве на Куликовском поле в 1380 году. Два года спустя Золотая Орда все же смогла разграбить Москву, но ее власть вскоре ослабла – важным фактором стали нападения Тимура (Тамерлана), пришедшего из Туркестана.
В преемственности со временем произошли серьезные изменения. На следующем большом собрании потомков Чингисхана великий хан был выбран не по линии Угэдэя, а по линии Толуя, младшего сына. Власть перешла к его сыну Мунке. Этот выбор поддержал Батый-хан. Мунке, хороший управленец, вновь начал собирать земли в единое государство и в том числе послал своего брата Хубилая продолжить завоевание Китая.
Хубилай сделал то, о чем мечтали поколения монголов, – стал властителем Китая. Он перенес столицу в Пекин и начал строительство рядом с ним нового города – Даду («Великая столица»). Основал новую династию – Юань. При дворе Хубилая много лет служил Марко Поло. Из-за его рассказов на Западе правление Хубилая воспринимают несколько романтизированно. Поло симпатизировал императору и много хвалил его, описывая как «самого влиятельного человека, владельца земель и сокровищ, который когда-либо существовал в мире от времен Адама до сегодняшних дней». После смерти Хубилая в 1294 году у его династии было несколько недолговечных и слабых правителей, пока последнего, Тогон Тэмур-хан, не изгнали из Даду войска китайской династии Мин в 1368 году. После крушения династии монгольские императоры вновь вернулись на родину.
Портрет Хубилая. Музей императорского дворца, Тайбэй. painting.npm.gov.tw
Распад Монгольской империи. yaklass.ru
Хотя в первые годы завоевания китайцы глубоко проникли в Монголию и разрушили Каракорум, им так и не удалось установить над страной достаточный контроль. Мощь монголов не исчезла в одно мгновение. Периодами они вновь восстанавливались и набирали силу. Место Золотой Орды, например, заняли три ханства – Крымское, Казанское и Астраханское. Но со смертью Хубилая эпоха монгольских завоеваний, по сути, закончилась. Монголия неизбежно распалась на несколько княжеств, правители которых, Чингизиды, то есть наследники Чингисхана, то и дело делили власть друг с другом, пытаясь одновременно сопротивляться растущему влиянию Китая. В 1616 году Монголия признала вассальную зависимость от Пекина.
НОВОЕ ВРЕМЯ
Монголия в начале XX века была аграрной страной, с сильным расслоением населения. Торговля предметами первой необходимости, такими как чай, рис и табак, находилась в руках китайских компаний, которые охотно предоставляли кредиты под высокие проценты. Валюта состояла из единиц домашнего скота, а также чайных кирпичей, небольших серебряных слитков и некоторых иностранных монет. Когда чиновники и дворяне влезали в долги, они увеличивали натуральные налоги для населения. В результате многие монголы обеднели и иногда восставали, несмотря на риск наказания со стороны китайских властей династии Цин, которые строили укрепленные административные центры и гарнизонные города, чтобы контролировать регионы Монголии.
К 1911 году, когда разразилась Китайская революция, волнения в Монголии широко ощущались. В декабре маньчжурскому амбаню (титул китайских чиновников) приказали уйти. 29 декабря в торжественной обстановке прошла церемония возведения на трон «великого хана» Монголии Джебзундамба-хутухты Богдо-гэгэна, получившего титул «многими возведенного». Он провозгласил независимость Монголии. В 1912 году император Цин отрекся от престола, была провозглашена Китайская Республика. В том же году Россия подписала договор с правительством Богдо-хана, по которому признала Монголию, хотя интерпретация этого признания двумя сторонами различалась: Монголия считала себя независимой от Китая, а Россия характеризовала Монголию как «автономную». Позиция России получила дальнейшее подтверждение в 1913 году, когда Россия и Китай опубликовали декларацию, где говорилось, что Монголия все еще находится под сюзеренитетом Китая. Монголия возражала, но этот статус был подкреплен совместным русско-китайско-монгольским договором 1915 года, по которому правительство Богдо-хана было обязано признать автономию под китайским сюзеренитетом. Китайские милитаристы, лишив Монголию автономии, установили там жесткий оккупационный режим – притесняли, грабили и унижали местных.
Портрет Богдо-хана Иллюстрация: Marzan Sharav. ru.wikipedia.org
Монгольские националисты сформировали подпольные группы сопротивления и установили контакты с большевиками, уже получившими власть в России. В июне 1920 года группа революционеров сформировала Монгольскую народную партию (МНП), а два месяца спустя несколько членов МНП отправились в Москву, чтобы обратиться за помощью к Коминтерну – с просьбой поспособствовать восстановлению независимости Монголии. Естественно, что СССР, шедшему на сближение с Китаем, приходилось действовать в этом вопросе с известной долей осторожности. Монголия переживала глубочайший кризис. По сути, стоял вопрос о существовании монголов как нации и существования монгольской государственности.
Первый съезд Монгольской народной партии.Иллюстрация: Б Равсал, irkutskmedia.ru
Помогли исторические обстоятельства и сумбур внутри самого СССР. В Восточной Сибири барон Роман фон Унгерн-Штернберг мечтал о ратных подвигах и восстановлении великой империи. «Безумный барон», как его потом прозвали, увлекался Монголией и планомерно продвигался к ее границам. Для этих целей он сформировал Азиатскую дивизию. Проиграв красным в Иркутске, отряды Унгерна отошли к Монголии. Там они вытеснили китайские оккупационные войска и в феврале 1921 года восстановили Богдо-хана на престол под контролем барона. Уже летом 1921-го монгольские революционные силы при поддержке частей советской армии тоже вошли в Монголию. Барона схватили в августе, передали советским властям и казнили. Был заключен первый монголо-советский договор. Однако международный статус Монголии все же оставался неясным.
Барон Роман фон Унгерн-Штернберг. commons.wikimedia.orgПосле смерти 20 мая 1924 года Богдо-гэгэна Джавзандамба-хутухты на пленуме ЦК МНП приняли постановление о провозглашении Монголии республикой: в стране ввели «республиканский строй без президента с передачей верховной государственной власти Великому Народному Хуралу и избираемому им правительству». 26 ноября 1924 года Великий Хурал принял первую Конституцию республиканской Монголии.
Первая контитуция Монголии. montsame.mn
Съезд МНРП, состоявшийся в октябре 1934 года, обратил внимание на новую угрозу Монголии: со стороны Японии. В 1927 году Танака Гиити, тогдашний премьер-министр Японии, призвал к политике японской экспансии в Восточной Азии. Япония уже установила присутствие в Маньчжурии, на восточной границе Монголии, когда 18 сентября 1931 года японская армия инсценировала Мукденский инцидент как предлог для оккупации города Мукден (ныне Шэньян). Японские войска вскоре оккупировали всю Маньчжурию.
На Ялтинской конференции в феврале 1945 года решили, что Советский Союз вступит в войну против Японии в обмен на возвращение территорий на Дальнем Востоке и понимание того, что статус-кво в «независимом» статусе Монголии (то есть советский контроль) будет сохранен. Советский Союз и Монголия объявили войну Японии в начале августа и вошли во Внутреннюю Монголию и Маньчжурию. К тому времени, когда 22 августа японское сопротивление было подавлено, монгольские части продвинулись на юг за Великую стену. В рамках договоренностей Ялтинской конференции в октябре в Монголии прошел плебисцит. Подавляющее большинство проголосовало за независимость, а не за автономию. Китайская Республика признала Монголию в январе 1946 года, а уже в феврале две страны подписали договор о дружбе.
Общество
Яна Титоренко