я могу различать неразличимое
Антон Тальский
Все записи
текст

Итальянский Ренессанс: вера в прикосновение к божественному сильнее страха заразиться

В 1399 году на улице тосканского города Пиза собралась большая толпа, хотя люди прекрасно знали о смертельно опасной чуме, которая была распространена в этом регионе. Дело в том, что паломники, которые ходили из города в город, принесли в Пизу распятие — скульптуру Иисуса на кресте, — к которому вся эта толпа и стремилась прикоснуться.
Итальянский ренессанс: вера в прикосновение к божественному сильнее страха заразиться

Власти пытались запретить это массовое мероприятие, но были вынуждены уступить давлению общественности. Напор был действительно очень силëн. Те, кто не мог добраться до скульптуры сам, забрасывали её подношениями, чтобы хотя бы опосредованно приобщиться к ней.

В тот год, в самый разгар чумы, сотни людей регулярно боролись за право потрогать и поцеловать распятия. Вера в спасительное и исцеляющее прикосновение была сильнее страха чумы.

Сейчас, после полутора лет жизни с новой коронавирусной инфекцией, люди хорошо знают, как амбивалентно может быть прикосновение. В эпоху итальянского Возрождения люди стремились прикоснуться не только друг к другу, но и к религиозным скульптурам — прикосновение было формой выражения преданности.

Для христиан эпохи Возрождения некоторые предметы могли быть святыми, и поэтому прикосновение к ним было способом получить доступ к священному. Об этом свидетельствует культ реликвий — останков святых и мучеников. В эпоху итальянского Возрождения реликварии принимали форму скульптур, которые, казалось, возвращали почитаемого святого к жизни.

Паломники иногда преодолевали сотни миль пешком, чтобы добраться до этих мощей, а для тех, кто мог себе это позволить, покупали нечто вроде мобильной реликвии. Еë делали, погружая мощи в масло, которым потом пропитывалась ткань. Прикоснувшись к этой ткани и нося еë как оберег, верующий становился частью общей цепи физического контакта, ведущей к божественному.

Не менее страстно люди желали прикоснуться и к другим скульптурам, которые не содержали внутри себя мощей. Одной из самых ценных таких скульптур были распятия в натуральную величину.

У некоторых деревянных скульптур были подвижные руки (как у кукол), что позволяло верующим во время ежегодного поминовения смерти Христа в Страстную пятницу принимать участие в церковных драмах, в которых фигуру Христа снимали с креста и оплакивали, закутав в саван, а затем и помещали в гробницу. Во время этой инсценировки несколько счастливчиков могли обнять и поцеловать скульптуру, почувствовав, что им выпала высшая привилегия прикоснуться к телу Иисуса.

В богатых семьях нередки были домашние скульптуры, например, маленькие распятия, ступни которых часто буквально стирались от многократных прикосновений. Молодым женщинам, выходящим замуж или становящихся монахинями, дарили раскрашенные деревянные скульптуры младенца Иисуса, которых они наряжали, как если бы это были настоящие дети.

В то же время богатые родители редко прикасались к своим собственным детям — младенцев отправляли жить с кормилицей примерно до трех лет, а в справочниках по воспитанию детей родителей предупреждали, чтобы они не обнимали своих детей, когда они снова вернуться домой. Таким образом, матери могли трогать деревянные фигуры святых младенцев чаще, чем своих собственных детей.

Тела скульптур населяли города эпохи Возрождения наравне с живыми людьми, заполняя церкви эпохи Возрождения, наблюдая за улицами и украшая спальни. В обществе, которое неоднозначно относилось к прикосновениям между живыми людьми, прикосновение к скульптурным телам могло приносить утешение.

Фото: Renaissance polychrome sculpture in Tuscany database

Общество

Машины и Механизмы
Всего 2 комментария
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK