я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Homo дальних странствий: как древние люди покоряли океан

Пересечь открытое море впервые исключительно сложно: нужные для этого навыки имеют не так много общего с движением по суше. Ветра и течения могут снести судно даже при тихой погоде, а ориентироваться вне видимости берегов кажется чем-то похожим на черную магию, особенно ночью. Как понять, куда плыть, когда всюду волны, а до изобретения компаса еще долгие тысячи лет? Древние мореплаватели, кажется, знали ответ на этот вопрос.
Homo дальних странствий: как древние люди покоряли океан

Пейзаж острова Сокотра. nikonpro.ru

Неудивительно, что до самого конца XX века никто даже не задумывался над вопросом о том, плавали ли наши древние предки в открытом море. Хотя какие-то сигналы в эту сторону были: Австралия в последние миллионы лет никогда не соединялась с материком сухопутным мостом, но ее заселили в глубокой древности – как недавно выяснили, 65 тысяч лет назад. Но и этот пример в основном игнорировался: например, при изучении заселения Нового Света по умолчанию предполагали, что это сделали исключительно по суше, через Берингию, а никак не по морю.

Однако не так давно ситуация начала серьезно меняться. Случайно были найдены очень древние косвенные следы морских путешествий, из которых следовало, что они появились даже до возникновения нашего вида.


Загадка дочеловеческих мореходов

Все началось в момент обнаружения на острове Флорес остатков «хоббитов» Homo floresiensis. Ростом до 110 сантиметров, они были заметно ниже пигмеев (130–140 сантиметров) и, главное, имели намного меньший мозг – 400 кубических сантиметров, на уровне австралопитеков и «головастых» шимпанзе. Масса их тела была около 32 килограммов, что уже на «пигмейском» уровне. То есть это были невысокие и коренастые люди, причем их трудно назвать интеллектуалами.

Проблема возникла тогда, когда ученые обратили внимание: Флорес отделен от ближайшего куска суши, с которого на него вообще кто-то может попасть, Ломбокским проливом шириной 19 километров. Пролив существует много миллионов лет, и в нем характерное, очень быстрое течение. Оно должно было быть там всегда, потому что существует за счет серьезного сужения между островами.

Остров Флорес. Фото: Prawat, Thananithaporn, shutterstock.co

Неудивительно, что половина видов позвоночных на Флоресе полные эндемики: больше их нигде нет. Попасть сюда очень сложно, экосистема острова замкнутая, опять же, миллионы лет. Да, там когда-то обитали карликовые слоны, но слоны – лучшие пловцы среди полностью наземных животных, способные проплыть до сотни километров, в том числе, благодаря большому желудку, делающему их серьезно легче воды. А вот как сюда попали «хоббиты»?

Группа во главе с Робертом Беднариком из Австралии попыталась выяснить это экспериментально. Причем еще до открытия самих останков человека флоресского – в 2000 году, когда было известно лишь то, что на Флоресе есть орудия, явно не сделанные Homo sapiens (в силу технологической примитивности: наш вид никогда не делал таких простых).

Экспедиция Беднарика – ее стоит назвать именно так несмотря на небольшую дистанцию – констатировала, что через пролив идут мощные течения, и попытки форсировать его вплавь практически безнадежны. Снос пловца так велик, что он оказывается в открытом море задолго до достижения другого берега. Пришлось строить плот, а еще делать к нему весла – все из местных материалов. Пока шло строительство, гребцы тренировались с веслами.

В день попытки форсирования пролива выяснилось, что речь, мягко говоря, идет об античном приключении. Снос был слишком сильным и для плота: его экипаж выносило в море, и его спасали моторной лодкой. Экспедиции понадобилось переделывать плот на более совершенный, менять состав команды на опытных гребцов и так далее. Лишь спустя несколько попыток пролив все-таки форсировали. Вот только один из гребцов от перенапряжения… впал в кому. Строго говоря, с этой попыткой тоже ничего не вышло бы: без одного гребца из 12 плот начал терять скорость. Вопрос решили, немедленно дав запасного гребца с сопровождающего моторного судна.

Старший смотритель наскальной живописи Монти Хэйл у района петроглифов близ Пилбара, слева от него Беднарик. ifrao.com

Сам собой возникает вопрос. Гребцы Беднарика – неплохие спортсмены по меркам нашего времени – без читерства в лице замены не справились бы. А где брали замену люди, заселившие Флорес сотни тысяч лет назад? Ведь археологи фиксируют там следы заселения древностью до как минимум 0,7 миллиона лет. Понятно, что скорее всего первыми колонистами были эректусы, люди прямоходящие, по размерам крупнее «хоббитов», в которых превратились их потомки. Но все же: неужели эректусы были гребцами-профессионалами? И где они этому научились?

Стоит напомнить еще кое-что. Гребцы Беднарика – мужчины, которые в смысле гребли серьезно опережают женщин. Судя по тому, что эректусы на Флоресе дали потомство, среди них был и прекрасный пол. Не слишком ли хорошо гребли дамы миллион лет назад? Как это у них получалось?

Возможная разгадка?

В 2010 году на Крите нашли каменные орудия ашельской культуры. Слои, где они обнаружены, датируют примерно 300–130 тысячами лет назад. Обычно ашельские орудия делали эректусы – то есть тот же вид, который, предположительно, заселил Флорес и дал начало его обитателям-хоббитам.

Группа Беднарика, естественно, не могла пройти мимо такого явления. Памятуя о сложностях эксперимента в Ломбокском проливе, они решили упростить себе задачу сразу: предположили, что заселение Крита случилось в ледниковый период, когда остров Китера, близкий к Криту, был связан с материком перешейком. Это заметно сокращало маршрут.

Однако даже в сокращенном виде любые попытки пройти к острову на плоту и веслах были нереальными. Простой расчет показывал: плот – не лодка, его слишком сильно сносит течением. К тому же грести пришлось бы несколько суток подряд. Но как, ведь люди же устают? А если сделать паузу и не грести всей командой – снос течением в открытое море будет слишком сильным. Группа Беднарика задумалась: а почему бы не сделать парус?

Поначалу эта мысль шокирует. Эректусы и парус? Это ведь полноценное изобретение, яркая работа мысли. Неужели ранние виды могли придумать что-то настолько продвинутое?

Как ни странно, могли – и причем задолго до эректусов.

В ходе экспериментов ученые в 2015 году обнаружили, что сугубо сухопутные виды пауков при попадании на водную поверхность поднимают лапки или брюшко и используют их как парус, чтобы двигаться, а не тонуть, – причем умеет такое не один вид, а десятки. Отдельные, оказавшись над водой, выпускают паутинки, чтобы использовать их как воздушный змей-парус, дающий им существенную скорость.

Следует понимать, что они способны и на дальние перемещения. Остров Робинзона Крузо в Тихом океане (670 километров от ближайшего берега) населен пауками видов рода Philisca, семейства Anyphaenidae, живущими и в Чили. Только вот остров возник всего четыре миллиона лет назад, а пауки на нем живут два миллиона лет: их занес явно не человек. В конце концов: что, если, наблюдая за пауками, путешествующими подобным образом, древние люди просто захотели повторить их метод, как могли?

Группа Беднарика делала паруса неткаными (на фото), чтобы не вводить сложные допущения, что эректусы умели ткать. Несмотря на это, примитивные паруса дали плоту скорость много выше, чем весла.

И все-таки путешествие было очень сложным. Оно длилось 47 часов – двое суток! Причем направление движения рулевому (понадобился примитивный руль-весло на корме – иначе сносило) пришлось выдерживать и ночью. Без румпеля делать это оказалось реальным, только если постоянно смотреть на звездное небо и по нему определять, куда, собственно, «подруливать» кормовым веслом.

Критский эксперимент неизбежно приводит к серьезным выводам. Поскольку даже в эпоху оледенения ледовых мостов до Крита не было (это заметно из видового состава его фауны), получается, что эректусы туда приплыли. Но они не могли сделать это без паруса – и, внимание, навигационных навыков. То есть наши древние родственники подняли глаза к звездам сотни тысяч лет назад. И не просто любовались на них, но и понимали: эта звезда всегда находится в одном направлении, а эта – нет, по первой можно ориентироваться, когда плывешь ночью, а по этой – исключено (планеты на небосводе двигаются, в отличие от далеких звезд).

Британский историк Боб Хобман вместе с десятью товарищами в момент экспедиции. Паруса на плоту сделаны весьма грубо, как это, вероятно, и было в первобытную эпоху. elmundo.es

Быть может, даже больше миллиона лет назад?

В 2010-х годах российский журналист (с исходным образованием археолога) Валерий Жуков случайно обнаружил на Сокотре орудия олдувайской культуры. Нормальное исследование этого места невозможно: в Йемене, которому принадлежит остров, практически постоянно идет война. Но сам факт наличия там орудий уже весьма информативен. Сегодня Сокотра в сотнях километрах от берега: ее оттуда даже не видно.

Если предположить, что заселение случилось в ледниковые периоды, то и тут не все просто. Глубины между островом и соседними очень велики: даже отступление моря на 130 метров и более, типичное для самых суровых оледенений, не могло бы дать сухопутной дороги до Сокотры.

Значит, туда попали морем. Но как? Олдувайская культура на континенте исчезает примерно 1,4 миллиона лет назад. Это время либо ранних эректусов, либо… даже хабилисов и более примитивных родственников людей. Все это означает, что мы, вероятно, во многом недооцениваем возможности наших праотцов даже сейчас, после экспериментов, показавших, что они явно были мореплавателями как минимум многие сотни тысяч лет назад.

«Поздние» древнейшие плавания

Вообще следов плаваний с древними датами много и в Средиземном море (Сардиния – 300 тысяч лет назад), и во многих других местах. Но наиболее масштабные примеры такого рода стоит поискать за пределами Евразии.

Первый из них – это Австралия. Через все тот же Ломбокский пролив идет Линия Уоллеса: черта, где фауна резко отличается от азиатской, поскольку пролив не давал азиатским животным добраться на земли южнее. В том числе – в Австралию и Новую Гвинею.


Древнейшие находки людей в Австралии датируются 65 тысячами лет назад и означают, что человек пересек линию Уоллеса еще раньше этой даты: иначе в Австралию не попасть. Любая реконструкция их дальнейшего маршрута показывает, что плыть пришлось бы и после этого пролива – в отдельных точках не одни сутки. То есть не только эректусы, но и предки австралийских аборигенов умели ориентироваться по звездам, что невозможно без их долгих наблюдений – и существенных размышлений над увиденным.

Но и это еще не все. По современным данным, древнейшая надежная находка следов людей в Новом Свете датируется примерно 30 тысячами лет назад, и сделана она в Мексике. Между тем, в ту эпоху попасть из Берингии (при оледенении соединяла Чукотку и Аляску) в Мексику напрямую не получалось: дорогу перегораживал километровой высоты ледник. Зная, что уже 65 тысяч лет назад наши предки плавали в открытом море сутками, нельзя не прийти к мысли, что и ледник они обошли не при помощи альпинистского подъема на километр (с последующим спуском), а намного более простым (особенно для женщин) путем: морским путешествием вдоль берегов Северной Америки.

Подведем итоги. Чтобы полноценно понять, как жили древние люди, нужно оценить размах их достижений. И их морские путешествия сотни и десятки тысяч лет назад, глубоко в каменном веке и даже до неолита – одна из наиболее впечатляющих иллюстраций таких возможностей. Глядя на их размах, нельзя не прийти к выводу: абстрактное мышление и способность изобретать на планете Земля появились менее миллиона лет назад.



Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK