я могу анализировать
Пусть это будет самая классная квантовая вселенная!
Дмитрий Урванцев
Все записи
текст

Грандиозная гибель «Васы», или излишняя самоуверенность короля

Один из самых мощных и крупных военных кораблей с довольно непростой и необычной судьбой. Он должен был помочь королю Швеции Густаву II Адольфу завоевать контроль над Балтийским морем, но продержался на плаву лишь 20 минут, а после пролежал еще 300 лет под водой. Это «Ва́са».
Грандиозная гибель «Васы»
Фото: DSM888, flickr.com

Как было задумано

На дворе стоял 1624 год, когда Густав II Адольф распорядился построить новейшие военные корабли. Задание получили рикс-адмирал Карл Карлссон Юлленъельм и вице-адмирал Клас Ларссон Флеминг вместе с кораблестроителем Хенриком Хюбертссоном де Гроотом, а одним из кораблей был «Васа» – не только убийственная военная машина того времени, но и символ величия и господства самого короля. Кораблю пророчили роль флагмана в Тридцатилетней войне. Строительство должно было уложиться в пятилетку. Для создания чудо-машины вырубили 16 гектаров дубового леса, а украшать корабль помимо 64 бронзовых пушек должны были резные скульптуры в количестве 700 штук, на наш современный лад, названные бы пропагандой шведской власти (или попросту великим самолюбованием Густава II). Собственно, почему же должны были? Все задумки короля были исполнены надлежащим образом.

Густав II АдольфГустав II Адольф. en.wikipedia.org

Больше 400 рабочих три года трудились над строительством «Васы», а сам король довольно часто навещал их, раздавая различные указания на всех этапах постройки. И хоть Хенрик Хюбертссон был опытным кораблестроителем, перечить королю в его желаниях, увы, не мог (да и никто другой тоже не осмелился бы).

«Васа» – это многопалубное судно с сильным артиллерийским вооружением, по-другому – галеон. При упоминании кораблей XVI–XVIII веков, скорее всего, именно типичный галеон появляется в вашем сознании.

Густав II Адольф хотел вдвое больше пушек, чем на любом другом военном шведском судне, – и как итог вес их с боезапасом почти перевалил за 72 тонны. Король пожелал иметь самый скоростной корабль – и мачты были сделаны выше всех остальных, имеющихся в распоряжении, и достигли длины в 49 метров (высота 16-этажного здания). Также для увеличения скорости его величество велел сделать корабль максимально узким.

корабль «Васа», проект и строительство

Выглядел корабль и впрямь внушительно. Его длина равнялась 69 м, а ширина составляла 11,7 м. На мачтах располагалось 1400 м2 парусов, что предполагает развитие скорости судна свыше 10 узлов (18,5 км/ч для далеких от морской тематики людей). «Васа» имел три палубы, на верхних двух располагались 64 пушки, а нижняя была отведена для команды, погребов и порохового склада.

корабль «Васа», поперечное сечение

Величественно выглядел и декор, которым корабль был усыпан. Все фигуры покрыты золотом, а на высоте 12 метров над ватерлинией на транце кормы красовался королевский герб, по обе стороны от которого расположились два бесстрашных позолоченных льва.

корабль «Васа», кормовое украшениеФото: Karolina Kristensson, digitaltmuseum.se

На судне должно было находиться 300 солдат и 90 матросов. Помимо капитана на борту располагались 2 его помощника, 2 шкипера, бомбардир, брадобрей, 12 младших офицеров, повар, 20 канониров и кот. Закрытые помещения предполагались только для высоких должностей, а матросы и солдаты вынуждены были спать прямо на орудийных палубах (без подушек, матрасов и одеял). Сурово было и с питанием. Запасы (собранные на пару месяцев) включали в себя: сушеную рыбу и мясо, бобовые крупы, сушеный виноград, муку, сало, масло и большое количество лимонов (они помогают при цинге). А вместо пресной воды (которая быстро приходила в негодность) на борту было пиво. Каждому члену команды полагалась одна порция еды и пива в день. Вода, конечно, тоже была, но совсем в небольших количествах.

Приплыли

10 августа 1628 года корабль «Васа» был загружен орудием, балластом и провиантом и полностью готов к отплытию. Он красовался напротив королевского дворца. Весь Стокгольм собрался в окрестностях, чтобы наблюдать за отплытием «Васы». Так как выход к морю мог занять несколько месяцев, солдат на борту судна не было (они вынуждены были идти пешком), и экипажу было разрешено взять с собой жен и детей. Первой целью «Васы» стала военно-морская база «Эльвснаббен».

Трудности не заставили себя ждать, корабль «сам» отплыть не смог, ветер дул не с той стороны. Пришлось «вытягивать» его вручную. Якорь грузили в шлюпку, она проплывала вперед, сбрасывала его, а затем корабль подтягивали по цепи на это место. Таким образом было пройдено около 600 метров, и лишь тогда открыли первые 4 паруса, отсалютовал победный залп, и корабль двинулся в свое первое плаванье. На открытом пространстве бухты при первом же порыве ветра судно сильно накренилось, но все же устояло. А вот второй более сильный порыв, настигнувший «Васу» через 1300 метров, уже стал фатальным.

корабль «Васа», крушениеИллюстрация: Nils Stödberg, digitaltmuseum.se

При сильном наклоне вода хлынула в открытые пушечные порты, и «Васа» стремительно пошел ко дну. Адмирал, проверявший крепления пушек в тот момент, писал: «Пока я поднимался с нижней палубы, вода поднялась настолько высоко, что трап оторвался, и только с большими трудностями я выбрался оттуда». Помощь прибыла очень быстро, судно тонуло совсем недалеко от берега, но без погибших не обошлось. По разным подсчетам вместе с собой «Васа» унес порядка 50 жизней, пробыв на плаву порядка 20 минут, и затонул на глубине 32 метров (забавно, что мачты корабля были почти на 20 метров больше глубины, поглотившей судно).

корабль «Васа», маршрут плавания1. Место, где был построен корабль «Васа». 2. Летом 1628 года корабль перевезли на набережную перед королевским замком. 3. 10 августа 1628 года «Васу» вручную дотянули через пролив, и отсюда он начал свое плавание. 4. Маршрут «Васы». 5. Место, где затонул «Васа», проплыв 1300 метров. commons.wikimedia.org

Что делать и кто виноват?

На следующий день после катастрофы было собрано заседание королевского суда, чтобы выяснить причины скоропостижного ухода на дно самого могущественного корабля Швеции. Допрашивали капитана о состоянии судна, узнавали, не была ли пьяна команда, все ли было закреплено как подобается, достаточно ли взяли балласта? И капитан отвечал: «Вы можете разрубить меня на тысячи кусков, если пушки не были закреплены!», «Перед Всевышним клянусь, что никто на борту не был пьян». Виновных в трагедии Шведский суд так и не обнаружил, дело было закрыто.

протокол допроса капитана корабля «Васа»Допрос капитана корабля. Часть документа, в котором рассказывается о произошедшем со слов капитана. Фото: Riksarkivet, Svenska riksrådets protokoll 1621-1632 гг. stockholmskallan.stockholm.se

На самом деле, уже тогда все поняли, что размеры и вооружение судна никак не могли пророчить ему иную судьбу, но обвинять Густава II Адольфа как же можно? Король! Приказав сделать судно столь узким, он не подумал о его остойчивости на воде. Помните фильм «Пираты Карибского моря»? Когда Джек Воробей и его команда перебегают от одного борта к другому, чтобы раскачать и потопить «Черную Жемчужину»? Таким способом и впрямь проверяли остойчивость корабля, и на «Васе» этот тест тоже был проведен. Тридцать матросов перебежали палубу трижды и остановились, так как корабль мог перевернуться. Тест остойчивости был провален, но и это не остановило короля. А адмирал Флеминг лишь с грустью вздохнул: «Если бы его величество был дома!»

Выходит, виновных можно насчитать троих: Густава II Адольфа с его нереалистичными затеями, Флеминга, который понимал, что корабль неустойчив, но все равно отпустил его в плаванье, и кораблестроителя Хенрика Хюбертссона, хоть тот и скончался еще во время постройки корабля. Также встает вопрос о том, почему были открыты орудийные люки? Вода, попавшая через них на борт, и стала основной причиной потопления «Васы».

Вернись, я все прощу

Трагедия «Васы» стала сильнейшим ударом, и сразу начали предприниматься неоднократные попытки поднять корабль со дна. Никто не мог оставить огромное количество дорогостоящего оборудования так просто лежать на дне морском. Но на дворе все еще стоял XVII век, современных технологий под рукой не имелось, и пришлось изобретать различные способы. Как говорится, кто на что горазд.

Первым делом Флеминг вызвал водолаза из Карелии, но он ничего сделать не смог. Еще через три дня на место прибыл англичанин Иоан Балме. Ему поднять судно со дна тоже не удалось, но зато он поставил «Васу» вертикально.

Следующая попытка была в 1642 году (аж через 10 лет после смерти короля!) и также успехом не увенчалась, а вот через год под руководством Альбрехта фон Трайлебена в ходе операции удалось поднять 53 пушки (их поднимали целых два года!). Орудия в результате были проданы, работы прекращены, и о катастрофе благополучно забыли на целых 300 лет.

Спасение пушек корабля «Васа» с помощью водолазного колоколаСпасение пушек с помощью водолазного колокола. vasamuseet.se

25 августа 1956 года спустя 333 года и 15 дней корабль был обнаружен историком Андерсом Франсеном. Он занимался исследованиями более пяти лет и искал потонувшего «Васу». А еще 5 лет понадобилось, чтобы поднять судно со дна. Водолазы прокапывали проходы под кораблем, чтобы обвязать его веревками, меняли все сгнившие болты, заделывали люки.

план подъема корабля «Васа»

Корабль нужно было вытащить так, чтобы он не развалился при подъеме, ведь под водой он был сохранен практически в первоначальном виде. И это большая удача Балтийского моря. В его водах не водится червь-точильщик, который жадно поедает любую древесину, оказавшуюся в пучине, поэтому затонувшее судно может пролежать сотни лет на дне. Был проведен некий «подводный ремонт» и укрепление конструкции, после чего 24 апреля 1961 года «Васа» показался вновь на поверхности воды.

корабль «Васа» после поднятия

Снова с нами

Больших трудов стоило не только поднять «Васу» на сушу, но и сохранить его впоследствии. Древесина сильно размокла, проведя на морском дне более 300 лет. Нужно было вымыть соль из корабля и не допустить растрескивания досок после высыхания. Для этого судно сначала долго промывали пресной водой (а некоторые детали замачивали в специальных ваннах), а затем переместили под крышу временного музея. Но мероприятия по сохранению древесины на этом не закончились. Доски постоянно пропитывали полиэтиленгликолем, чтобы вытеснить из них остатки влаги, а также под крышей был создан особый микроклимат. Посетителям временного музея приходилось разглядывать «Васу» сквозь дымку.

корабль «Васа», восстановительные работы

Вместе с судном водолазы подняли около 40 тыс. различных предметов, рассказывающих о быте на корабле, его убранстве и обитателях.

корабль «Васа» после восстановления

корабль «Васа», коллекция найденных предметов

А также было найдено 17 скелетов. Сначала кости были захоронены, но в 1990 году произвели эксгумацию и начали исследования ДНК. Ученые определили, что большая часть скелетов принадлежала взрослым мужчинам, несколько – женщинам и один – ребенку до 10 лет. Изучение костей производятся до сих пор, исследователи применяют новую технологию «достройки» поврежденной ДНК. Так возможно больше узнать о людях, находящихся на корабле, и создать их реконструкции для музея.

корабль «Васа», исследования найденных останков людей1. Фото: Vasamuseet, digitaltmuseum.se
2. Исследования останков. Фото: Anna Maria Forssberg/Vasa Museum/SMTM, nytimes.com
3. Реконструкция лиц людей, находившихся на корабле. Фото: Anneli Karlsson, Vasamuseet/SMTM, vasamuseet.se, digitaltmuseum.se

Музей «Васы» находится в Стокгольме, и посетить его может любой желающий. Из временного убежища кораблю сделали постоянное, хотя до сих пор там довольно прохладно (около 19 °C) – это для лучшего сохранения корабля.

Музей «Васы»Музей «Васы». Фото: Anneli Karlsson, digitaltmuseum.se

Аудиогид, кстати, есть и на русском языке. «Васа» – единственный столь хорошо сохранившийся до наших дней корабль XVII века. Более 90 % корабля – его оригинальные детали. А кроме самой величественной машины в музее представлены различные тематические экспозиции, рассказывающие больше о постройке корабля, жизни на нем и его недолгом плавании.


Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK