«Гарри Поттера» не вышло: рецензия на сериал «Тёмные начала»
Создатели сериала заранее сгладили самый острый из углов саги — церковный вопрос. У них он решается просто и легко. Магистериум максимально не похож на церковь нашего мира, от общих черт остались только колоратки и обращения «отец», но Магистериум, потеряв свою смысловую опасность, превратился в то, что в нынешние времена встречается в каждом втором сериале — в типичное тоталитарное правительство. Шоураннеры нарисовали черными красками мир антиутопии, видимо, подзабыв, что самые страшные антиутопии а) уже сняты б) немного устарели в своей сути. Антиутопии олицетворяли в мире идею обличения тоталитарных государств, но тоталитаризма больше нет, и если только сценаристы не рассчитывали, что Ким Чен Ын посмотрит первые две серии, непонятно, против какого зла эта экранизация. Проблематика «Рассказа служанки» четче и актуальнее — там поднимается вопрос о месте женщины в мире и о концепции феминизма. «Темные начала» как бы говорят: «мы пока не поняли, какой в нас смысл, но готовы дать качественную картинку». Хотя и на этот счет есть пара вопросов.
Лорд Азриэл, у которого и в книгах был не самый яркий характер и не самая понятная мотивация — что вы хотите, герой просто так решил бороться с богом, в фильме превращается в истеричного и эмоционального мальчишку, блистательно исполненного Джеймсом МакЭвоем, любимое, кажется, амплуа актера (профессор Ксавье покинул свое инвалидное кресло и пересел на дирижабль в мире Пулмана). Рут Уилсон взяла мастер-класс у Николь Кидман, и ее миссис Колтер так перекликается с первой экранизацией, что этот образ красной нитью тянется от одного фильма к другому, ее игра тоже безупречна от каждого движения мимических морщин до особенной колтеровской манеры поджимать в насмешке губы. Главная героиня, Лира Белаква, которую сыграла Дафни Кин («Логан»), поразительно напоминает Милли Бобби Браун из «Очень странных дел», и совокупность этих сходств делает сериал безапелляционно хорошим, но при этом абсолютно лишенным индивидуальности. Это просто еще одна история — о борьбе с режимом, о подростках-героях, о мире магии и науки.
Хронологический промежуток «Темным начал», который можно было бы соотнести с каким-то из наших земных веков, никогда Пулманом точно не обозначался, но можно было предположить, что речь идет примерно о 19 веке. Так изображали эпоху и в первой экранизации «Золотой компас», сделав ставку на стимпанк. В мире Лиры Белаквы пользуются только паровыми двигателями. Создатели сериала оставили от стимпанка активно летающие в небе дирижабли. Они появляются в кадре так часто, как в принципе показывают небо, словно над Иордан-колледжом в буквальном смысле проходит трасса воздушного автобана. При этом герои ездят на машинах, пользуются фонариками и радиопередатчиками, у них есть горячая вода в домах, а лорд Азриэл ходит в джинсах. Это не мир паровых двигателей? Паровые двигатели остались только у дирижаблей, а остальной мир продвинулся вперед? Почему лорд Азриэл в вводной сцене прилетает в Иордан-колледж на вертолете? Где находится его деймон, пока один из главных персонажей пытается преодолеть потоп в Иордане? Вопросов, многие из которых уже задали фанаты «Темных начал» в твиттере писателя, накопилось слишком много для двух серий.
Сериал получился детским. Это не взрослая история о сопротивлении и борьбе, а сказка о девочке, чья эмоциональность порой оказывается откровенно неясной. Зритель знает одновременно больше главной героини Лиры и меньше. Например, зритель не понимает, какие отношения связывают ребенка с лордом Азриэлом, ее дядей, и почему разрыв с ним в конечном итоге так болезненно сказывается на девочке. Всё, что нам известно про Азриэла — у него есть вертолет, джинсы, и он фотографирует северное сияние. При этом зрителю понятна планировка некоторых помещений, потому что лучше, чем у героев, обзор, и перемещения Лиры кажутся как минимум странными — например, девочка, видимо, умеет очень высоко прыгать, потому что запросто забирается в вентиляционную решетку, расположенную у потолка. Мама Лиры живет, вероятно, через улицу от места своей работы (работает она, кстати, похитительницей детей, а не в офисе центрального банка), потому что та закрывает дверь своей квартиры и тут же открывает дверь работы. Улица сулила большие траты бюджета? Аудитория уже слышала о проблемах с финансированием, когда в «Игре Престолов» один из драконов Дэйенерис Таргариен умер самым нелепым образом из-за своей дороговизны. Опыт этот должен был чему-то научить, наверное.
Фото: film.ru
Общество
Яна Титоренко