Фантастическая реальность Калатравы
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram


Получив диплом архитектора в университете Валенсии, любознательный и амбициозный Калатрава в 1975 году отправился покорять швейцарский город Цюрих. Там ему удалось некоторое время сочетать преподавание в Технологическом институте с учебой на инженерном факультете. Именно в Цюрихе он открыл свою первую студию, где занимался небольшими заказами и разработками для конкурсных проектов. Влияние Ле Корбюзье в работах Калатравы чувствуется с самого начала. В свободном оформлении фасадов можно легко отыскать все элементы «Пяти отправных точек современной архитектуры», составленные французом-модернистом. Как в ранних набросках Сантьяго, так и в работах Ле Корбюзье видно стремление к новым формам, использованию современного материала и минимальному декорированию.
Страсть к созданию биоморфных «скелетов» зданий архитектор принес из детства, когда он любил наблюдать за природой, изучать форму камней и горный рельеф. А увлечение творчеством художников Ренессанса открыло ему красоту человеческого тела. Плавные формы, естественная грация и выразительность движений – вот что привлекает Калатраву. Первым проектом, в котором он попытался все это передать, стала телекоммуникационная башня Монтжуик в Барселоне – «Сердце Олимпиады» 1992 года. В ее форме «зашифрована» фигура легкоатлета, держащего Олимпийский огонь; кажется, что конструкция вырастает из горы, на которой стоит. Глядя на это сооружение издалека, вспоминаешь о главном в творчестве Калатравы: непрерывности архитектурного пространства. Спустя много лет, в 2005-м, спортивная тема раскрылась в конструкции спиралевидного небоскреба «Поворачивающийся торс» в шведском Мальме. Это пятиугольное «крученое» творение по очертаниям напоминает метателя диска. «Движется» высотный дом благодаря особой конструкции – вокруг вертикального стержня развернуто по часовой стрелке девять блоков, которые и составляют 54-этажное здание.
Аэропорт Сент-Экзюпери в Лионе, выполненный Калатравой в форме изогнутого скелета птицы, – яркий пример «архитектурной фауны». В общем-то, именно с того момента формы живой природы стали визитной карточкой его творчества. И если внешне здание аэропорта поражает своеобразностью, то внутреннее оформление центрального зала, наоборот, выполнено в традиционном стиле. Он позаимствован у готического Лионского собора конца XII – начала XV века, расположенного неподалеку. Такие отсылки к шедеврам прошлого есть почти в каждом сооружении Калатравы – при любой инновационности так или иначе не удастся избежать опыта предшественников.
Планетарий Hemisferic в городе искусств и наук. Фото: Matej Kastelic www.500px.com
В 2001 году Калатрава работал над своим первым проектом в США – «крылатым» павильоном Квадраччи для художественного музея Милуоки. Крылья для этого здания – не просто декораторский прием, а работающий механизм. Они складываются в плохую погоду, а в хорошую, раскрываясь, пропускают лучи света и создают естественное освещение. Пластичные формы внутренних помещений в очередной раз напоминают о влиянии Ле Корбюзье. А вместе с американским дизайнером Дэном Кайли Калатрава создал футуристичный парк на территории музейного комплекса. В дальнейшем у испанца появились новые «ожившие» конструкции: корпус наук, инноваций и технологий во Флоридском политехническом университете (его 94 жалюзи расправляются в хорошую погоду) и планетарий Hemisferic в городе искусств и наук, выполненный в форме глаза с открывающимися «веками».
Постепенно отношение европейских специалистов к Калатраве стало меняться, и у него прибавилось заказов, касавшихся не только мостов и вокзалов. В 2003 году закончилось строительство белокаменного оперного театра Аудиторио-де-Тенерифе на Канарских островах, который впечатляет не только гигантской «нарастающей волной» вместо крыши, но и потрясающей акустикой. На сцене вместо занавеса установлен специальный экран из вертикальных алюминиевых пластин, отражающих звук. Подобные деревянные пластины украшают и потолок, а расположенные под ним по обеим сторонам зала органные трубы делают звук объемнее.
«Здание – это скульптура, в которую можно зайти», – любит повторять Калатрава. Для него архитектурное и скульптурное искусства находятся в одной плоскости. Именно поэтому сложно поверить, что его творения – реально функционирующие объекты. Внешне многие из них кажутся неотъемлемой частью окружающего мира, словно созданные самой природой, как, например, ребристая винодельня Bodegas Ysios в Испании. Крыша архитектурного символа винной марки La Rioja Alavesa выполнена в виде волн, повторяя рельеф гор позади.
Аэропорт Сент-Экзюпери в Лионе www.tsommers.blogspot.ru
Однако за фасадом всемирного признания гения скрываются непонимание, критика и даже судебные разбирательства. В начале его карьеры, вплоть до 1990-х годов, идеи Калатравы многим казались чересчур своеобразными, поэтому архитектору мало чего доверяли, кроме строительства мостов, вокзалов и ангаров – там можно было оправдать необычность строения функциональной значимостью. Из-за разногласий с властями некоторые проекты в Берлине так и остались на бумаге: это железнодорожная станция в Шпандау и реконструкция Рейхстага.
«В ежедневной рутине так много пошлости, что когда кто-то пытается сделать что-то экстраординарное для общества, приходится страдать», – так реагирует на негативные отзывы испанец. Люди привыкли, что прочный – это синоним массивному и прагматичному, а не красивому. И, как показывает практика, оригинальные проекты требуют не только смелости от создателя, но и немалых финансовых вложений в будущем, чтобы отстоять свою репутацию и, возможно, исправить некоторые ошибки.
Общество
Надежда Васильева