я могу драматизировать
Почему хорошего всегда понемножку? Хорошего, мне кажется, быть должен вагон.
Яна Титоренко
Все записи
текст

Эпоха викингов: корабли для покорения мира

Ни одна скандинавская легенда не обходится без упоминания о викингах. Могучие мореплаватели совершали набеги и торговали по всей Европе в период, называемый эпохой викингов. Он длился с 700 по 1100 год нашей эры. Экспансия викингов во многом объяснялась их кораблями – инновационными, не похожими на прочие.
Носовая фигура корабля викингов
Фото: Peder Jacobsson, drakenhh.com

Для навигации по Скандинавии требовались суда, способные преодолевать разные типы водоемов: от озер и рек до фьордов и открытого моря. Викинги построили флот, опередивший время.

Появление кораблей викингов у любой из гаваней вселяло ужас в ее жителей. Высокие носовые стойки украшали вырезанные головы драконов или змей, вдоль каждой стороны корпуса висели ряды ярко раскрашенных щитов, разноцветные полосы парусов вздымались на ветру, – всё это ошеломляло зрителей. Но корабли викингов были устрашающими не только внешне. Большинство знало также, что последует за ними – неминуемый захват.

Фрагмент гобелена из БайёФрагмент гобелена из Байё. commons.wikimedia.org

Устройство кораблей викингов

Чтобы понять, насколько инновационным было устройство скандинавских кораблей, необходимо взглянуть на современные им и более поздние европейские парусники. Их корпуса имели так называемую «обтекаемую» носовую часть – похожую на плавно изогнутый полукруг. Острые «носы» только в конце 1840-х годов, во время Калифорнийской золотой лихорадки, популяризовал судостроитель Дональд Маккей, канадский иммигрант в США, новатор в разработке американских клиперов. Кроме того, европейские парусные корабли строились широкими, с высокими надстройками на корме (ют) и носу (бак), с глубокими трюмами. Корпуса над ватерлинией простирались вверх на много метров. Кили уходили ниже ватерлинии, обеспечивая значительное боковое сопротивление давлению ветра на паруса и уменьшая крен. Другими словами, корабль не сильно кренился при ветре и не скользил в сторону, если ветер дул с траверза (то есть перпендикулярно курсу судна). Да, довольно прагматично и устойчиво. Но викинги нуждались в других кораблях.

Клиппер «Флаинг Клауд», построенный Дональдом Маккеем

Скандинавия – регион с густыми лесами, внутренними горными хребтами и легким доступом к морю, организованным через множество естественных портов. Путешествие по суше считалось там более опасным и обременительным, чем судоходство, так что торговали и перемещались обычно на кораблях. В эпоху викингов начали активно развиваться местные торговые порты: они превратились в форты и прибрежные города, выживание и рост которых зависели от Северного и Балтийского морей. Контроль над водными путями приобрел решающее экономическое и политическое значение. Население росло. Стало труднее находить доступные сельскохозяйственные угодья. Людям приходилось заселять новые земли. Для этого требовались военно-морские силы и способность далеко плавать в открытом океане. Корабли викингов блестяще отвечали этим требованиям.

Флот викингов можно было встретить в водах Балтийского моря, Исландии, Фарерских островов, Гренландии, Ньюфаундленда, Средиземного моря, Черного моря и Африки. Викинги использовали несколько типов кораблей: боевые, торговые, бытовые. Их строили из клинкера – склепанных вместе досок внахлест. Технология имела решающее значение, позволяя создавать легкие и прочные корабли. Корпус мог быть толщиной всего 2,5 см из-за прочности расклепанной доски. Корабелы скрепляли доски с помощью заклепок из кованого железа, усиленных дополнительными опорными ребрами и брусьями. Каждый ярус досок перекрывал нижний, а между досками использовалась прокладка из просмоленной коровьей шерсти для создания водонепроницаемого корпуса.

реконструкция процесса строительства драккара

Несмотря на то что викинги пользовались множеством разных кораблей, принципиально их делят на два типа – драккары и кнорры. Первые – длинные корабли (около 19,8 м) – строились полностью открытыми для непогоды. В каком-то смысле это были просто лодки-переростки, оснащенные парусами. Чаще их применяли для войны. Кнорры (обычно около 15 м в длину) выполняли функции торговых судов. Закрытый трюм позволял перевозить в них крупногабаритный груз, защищая его от дождя и воды.

Сравнительная схема военного корабля и торгового суднаВоенный корабль (наверху) и торговое судно. Иллюстрация: Sune Villum-Nielsen, danmarksoldtid.lex.dk

Длинные корабли строили с острыми носами: они могли легко рассечь море, уменьшая сопротивление, когда к корпусу прикладывалась движущая сила через паруса или весла. Корпус «сидел» в основном на поверхности воды, как утка. Водорез не простирался на много ниже ватерлинии. Длина по ватерлинии, кроме того, была близка к общей длине судна – это прибавляло преимуществ в скорости. Никаких лишних свесов не использовалось. Красивые носы лодки поднимались почти прямо вверх над волнорезом. Низкий надводный борт и открытая палуба без надстроек уменьшали склонность лодки к скольжению в сторону, а меньшая конструкция позволяла экономить вес. Корабли на столетия опередили свое время. Викинги могли выбрасывать их на берег даже там, где не было постоянных гаваней.

Парус и весла

Именно парус корабля викингов позволял им преодолевать большие расстояния. Изготовление парусов и их приспособление к конкретному кораблю было большой работой. Викинги использовали разные материалы, чаще всего – лен и шерсть. Лен обеспечивал легкий и прочный парус, но льняные волокна легко гнили. Более тяжелый шерстяной парус не гнил, но его обработка требовала больших усилий.

шерстяной парус

Размер и форму паруса для кораблей викингов выбирали с учетом индивидуального размера и типа корпуса. Центральным решающим фактором становился баланс между корпусом, парусом и рулем направления при движении против ветра, то есть при движении с крутым бейдевиндом. Если парус будет слишком широк по сравнению с корпусом, то кораблю станет сложнее уходить от ветра, и он не сможет поворачивать. Если парус будет слишком узким, корабль развернет против ветра, а руль не сможет этому помешать. Если парус слишком низок, корабль будет плыть слишком медленно. Если парус, а вместе с ним и мачта, высоки, нагрузка окажется чересчур велика. Важно, чтобы типы судов были правильно балластированы и загружены.

Весла викинги использовали неодинаковой длины: от 5 до 6 м. Более короткое весло требовалось в более широкой средней части судна, более длинное – на заостренных концах лодки. Весла изготавливались из сосны и были чрезвычайно легкими. Каждое отверстие для весла имело выемку, вырезанную в верхней левой части, – там, где напряжение во время гребли будет минимальным. Такое расположение позволяло экипажу развернуть весла изнутри. При необходимости они вынимали весла и втягивали их обратно.

весла драккаров

Большую часть того, что мы знаем о самых ранних кораблях викингов, собрали воедино благодаря осмотру остатков затонувших кораблей – по большей части, трех основных судов – «Осеберг» (обнаружен в 1903 году), «Гокстад» и «Тьюн» (обнаружен в 1867 году). «Из трех кораблей на “Тьюне” меньше всего деревянных останков. Тем не менее, этот корабль – уникальный источник для понимания скандинавского общества», – рассказывает археолог Кнут Пааше из Норвежского института исследования культурного наследия (NIKU).

Корабль «Тьюн» в Музее кораблей викингов (Осло)Корабль «Тьюн» в Музее кораблей викингов (Осло). Фото: AdmGR flickr.com

Команда Пааше из NIKU провела цифровую реконструкцию корабля с использованием методов лазерного сканирования. Ученые пришли к выводу, что корабль отличается от «Гокстада» и «Осеберга» по нескольким признакам. Все три построены из клинкера, но у «Тьюна» другое соотношение длины к ширине и более плоская нижняя часть. «Тьюн», возможно, был самым быстрым из кораблей викингов, созданным прежде всего для оперативного перемещения людей.
«Тьюн», реконструкция«Тьюн». Реконструкция: Кнут Пааше. Иллюстрация: Karl-Fredrik Keller, vikingeskibsmuseet.dk
Удивительно, но несмотря на то, что викинги путешествовали на большие расстояния в открытом море, они, по-видимому, делали это без использования компасов или морских карт. По сути, викинги просто предварительно знакомились с приливами, временем плавания и ориентирами, чтобы прокладывать маршруты. Считается, что для навигации скандинавские воины полагались на свои знания о солнце и звездах, о волнах, ветре и облаках, обращали внимание на поведение птиц и морских млекопитающих. Например, появление кита позволяло им определить направление движения корабля. Поскольку киты предпочитают питательные воды, обычно встречающиеся в регионах, где массивы суши вытесняют глубоководные течения в сторону более мелководных участков, появление кита служило сигналом, что земля близка.

Кнорры

Кнорр – норвежский термин, обозначающий корабли, построенные для перевозки грузов. Длина – около 16 м. Ширина – 4,6 м. Груз: до 24 тонн. Кнорры зависели в основном от силы паруса, весла на них использовались в качестве вспомогательных средств только в том случае, если на открытой воде не было ветра. Из-за этого кнорр предпочитали для дальних плаваний, морских перевозок и более опасных путешествий. Он мог пройти 121 км (65 миль) за день и вмещал экипаж из 20–30 человек. Кнорры регулярно пересекали Северную Атлантику, перевозя скот и товары в Гренландию и на острова Северной Атлантики и обратно.

Термин knorr существовал уже в IX веке. О кнорре говорится в «Саге о Харальде Фэйрхейр» придворного поэта Торбьёрна Хорнклофи, написанной вскоре после битвы при Хафрсфьорде (между 872 и 900 годами). Слово cnear упоминается дважды в древнеанглийском языке вскоре после 937 года, в англосаксонских хрониках «Битва при Брунанбурге». В средневековой прозе слово «кнорр» часто употребляется в значении «океанское грузовое судно».

Кнорр «Ottar», реконструкция Skuldelev 1.vikingeskibsmuseet.dkКнорр «Ottar», реконструкция Skuldelev 1. vikingeskibsmuseet.dk

Примером кнорра эпохи викингов может служить, например, Skuldelev 1, который был раскопан в Дании в 1962 году и предположительно датируется примерно 1030 годом нашей эры.

Драккары

Длинные корабли, драккары были значительно больше кнорров. Чаще всего они использовались для войны. Характер и внешний вид этих кораблей до сих пор отражаются в традициях скандинавского судостроения. Диапазон скорости составлял от 5 до 10 узлов (от 9 до 19 км/ч), а максимальная скорость корабля в благоприятных условиях оценивалась в 15 узлов (28 км/ч).

Длинный корабль представлял собой изящную, узкую, легкую деревянную лодку с мелкосидящим корпусом. Благодаря небольшой осадке корабль мог плавать в водах глубиной всего один метр и беспрепятственно приземляться на берег. Еще одним преимуществом являлась легкость судна, поэтому при необходимости экипаж без особых усилий мог перенести драккар на руках. Длинные корабли строились двусторонними: симметричные нос и корма позволяли кораблю быстро менять направление без разворота. Драккары оснащали веслами почти по всей длине. Более поздние версии имели прямоугольный парус на одинарной мачте, который использовался для замены или увеличения усилий гребцов, особенно во время длительных путешествий.

Корабль «Морской жеребец из Глендалу», реконструкция драккара Skuldelev 2.Фото: Werner Karrasch, vikingeskibsmuseet.dkКорабль «Морской жеребец из Глендалу», реконструкция драккара Skuldelev 2. Фото: Werner Karrasch, vikingeskibsmuseet.dk

Длинные корабли можно разделить на несколько различных типов, в зависимости от размера, деталей конструкции и престижа. Самый распространенный способ классификации – по количеству гребных мест на борту. Типы варьировались от «Карви» с 13 скамьями для гребли до «Буссе», в одной из которых было обнаружено примерно 34 позиции для гребли.

Драккары служили олицетворением военно-морской мощи Скандинавии и высоко ценились. Они собирались королем в лейданг (нерегулярный флот) во время возникновения конфликта. Хотя норвежцы однозначно использовали длинные корабли в войне, не осталось описаний их военно-морской тактики, такой как таран, например. Но корабли иногда соединялись в бою, чтобы сформировать устойчивую платформу для пехотной войны. Франки называли длинные корабли драконами (drakuskippan), потому что у многих из них был нос в форме дракона.

Корабельные захоронения

На протяжении тысячелетий корабли оставались центральным элементом скандинавской культуры. Они отвечали как прагматическим, так и религиозным целям. Их изображали на гравюрах скандинавского каменного века, а в качестве эмблемы они, например, украшали монеты Хедебю (одни из самых ранних известных датских денег). Корабли стали оплотом религии викингов – их использовали для ритуальных жертвоприношений, им поклонялись.

датская монета Хедебю

Выдающихся мужчин и женщин в скандинавском обществе иногда хоронили на корабле. Тело умершего готовили, одевали в красивую одежду, а затем перевозили к месту захоронения в повозке, запряженной лошадьми. Умершего помещали на корабль вместе со многими ценными вещами. Лошади, собаки, а иногда и рабы также могли быть жертвенно убиты и похоронены.

ритуальное судно, иллюстрацияИллюстрация: Eva Gjerde, sciencenorway.no

Существуют литературные источники (скандинавская «Сага о Скьёлдунгах» и «Сага об Инглингах»), в которых описываются «корабельные захоронения», при которых умершего и товары помещают в лодку, судно спускают в море, а потом поджигают его стрелой.



Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK