Ольга
я могу слушать и слышать
Оставайся собой!
Ольга Фадеева
Все записи
текст

Дом на голове: история парика

Он возник практически одновременно с цивилизацией и был атрибутом власти. Правда, в Средние века его объявили «личиной дьявола», зато потом он снова стал статусной вещью – его надевала не только знать, но и короли. Сегодня он не так популярен, а некоторые даже стесняются, что носят парик.
Дом на голове: история парика

Макушка и хвост, 1977. Высмеивание моды на огромные прически и парики, которые женщины предпочитали в Великобритании и Франции до Французской революции. Фото: Hambroads, www.metmuseum.org

А вот цари и придворные Древнего Египта не стеснялись, а, наоборот, сбривали собственную шевелюру (как мужчины, так и женщины; волосы при этом приносились в жертву богам) только для того, чтобы водрузить на свою голову нечто грандиозное и обязательно правильной геометрической формы с четкими линиями. Парики в долине Нила всегда были темных тонов и имели множество украшений – в них вплетали волокна растений и драгоценные камни. Бедняки же могли позволить себе только прически из собственных волос. Что и говорить – нищета!

Первые изображения париков относят к концу III династии Древнего Египта (около 2600 года до н. э.). Интересно, что мужские накладки из волос в ту эпоху отличались куда большей помпезностью, чем женские. Самые дорогие изготавливали из натуральных волос, более дешевые – из шерсти животных и обычных веревок. А чтобы спастись от солнечного удара, на первый парик надевали второй. Воздушная прослойка между ними защищала от перегрева.


Парик в Древнем Египте. Британский музей, www.britishmuseum.org

Позже мода на искусственную шевелюру проникла в Древнюю Грецию и Рим, где парики были в особенной чести у прекрасного пола. Только вот ценились, прежде всего, белокурые накладки. Интересно, что так будет вплоть до XIX века. Даже на театральных подмостках темные парики обычно носили отрицательные герои, светлые – положительные. А рыжие чаще всего надевали комики.


Театральная маска, мозаика. Национальный археологический музей Неаполя. Фото: Marie-Lan Nguyen, www.commons.wikimedia.org

Бюст римлянки, около 80 г. н. э. Фото: Bibi Saint-Pol, www.commons.wikimedia.org

Древний Египет, царствование Тутмоса III, 1479-1425 гг. до н. э., www.metmuseum.org


Головной убор в культуре Уари, Перу, 600-1000 г. н.э. Бруклинский музей. Фото: brooklynmuseum.org

В Средние века парики подверглись остракизму со стороны церкви. Раннехристианский теолог Тертуллиан писал: «Все парики являются личинами и измышлениями дьявола… Если вы не отвергнете чужой волос как богопротивный, я вызываю ненависть к нему у вас, напоминая, что он может происходить с головы проклятого и нечистого человека». Церковь по своему обыкновению «избавляла мир от грешников» и казнила тех, кто посмел ослушаться, ведь «божие благословение не могло пройти сквозь искусственные волосы».

К счастью, у королевы Англии Елизаветы I были проблемы с волосами, и она, недолго думая, надела парик. Вместе с ней это сделали все придворные. Так мода на «войлочный шлык» снова возродилась. А заслуга Людовика XIV, вернее, его лысины в том, что он обязал и мужчин носить «дом на голове». Дом – почти в буквальном смысле: дамы сооружали на голове целые эскапады с особняками и кораблями, кавалеры носили «аллонж» – громоздкие локоны, спускающиеся до самого пояса. Все это великолепие к тому же обильно пудрилось и сдабривалось сотнями железных булавок.

Людовик XIV. Фото: Charles le Brun, www.commons.wikimedia.org

Парик адвоката. www.ludlows.com.au

В XX веке появились искусственные волосы – из нейлона, винила и акрила, да такие, что их почти невозможно отличить от настоящих (по крайней мере, в современном варианте). Но с модой на естественность свидетель времен – парик – почти ушел в прошлое. Сегодня его носят разве что по необходимости и религиозным соображениям (например, в некоторых еврейских кругах замужние женщины обязаны носить парик при посторонних), а еще актеры, представители модной индустрии да английские судьи.

Отец в ужасе смотрит на сына, который обзавелся высоким париком, тростью и мечом, но выглядит как макаронина. Сатирическая иллюстрация 1774 г. www.britishmuseum.org

1840-1905 гг. Иллюстрация: Rapine Maximilian, www.wellcomecollection.org

Впрочем, искусственная шевелюра, как и в былые времена, стоит весьма недешево. Еще бы. Достаточно взглянуть на процесс производства, особенно того, что выполняется вручную. Ведь даже в «век кибернетики и атомной энергии» парики, которые считаются самыми лучшими, до сих пор изготавливаются руками. Да и методы почти не изменились. Делается парик так. В первую очередь тщательно измеряются все параметры головы (необходимо снять, как минимум, восемь анатомических измерений), после чего шьется индивидуальная шапочка – ее называют монтюрой. Обычно ее делают из хлопчатобумажного тюля или синтетической сетки, вдоль и поперек которой нашивается тесьма для сохранения формы. Затем к ней крепятся заготовки из волос. Делается это двумя способами – тресованием или тамбуровкой. В первом случае ряды заготовленных волос попросту пришиваются к шапочке, во втором – пучки волос крепятся при помощи так называемого постижерного крючка. Эта работа страшно кропотливая: чем меньше пучок волос, тем качественнее готовое изделие. После многочасового труда останется лишь сделать стрижку – и парик готов.


Фото: Dave Edwards, www.instagram.com/hairsay514

Постижер в колониальном Уильямсбурге. Фото: Brian Chan, www.flickr.com

Фото: www.madehow.com

Общество

Машины и Механизмы
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

Актуальное
Петросити
Поэма здоровья
Биосфера
Бесконтактная примерка обуви
OK OK OK OK OK OK OK