я могу Слушать и слышать
Начиная в неудаче виноватого искать, опасайся слишком близко приближаться к зеркалам
Ольга Фадеева
Все записи
текст

Деньги не пахнут

Изобретателем автоматических платных туалетов считают британского иллюзиониста Джона Маскелайна (John Nevil Maskelyne). Он придумал дверной замок, который открывался только после того, как в него опускали монету в один пенни. Это породило английское выражение «потратить пенни» в значении «сходить в туалет». И пока одни стеснялись прямо говорить об этом, другие в буквальном смысле зарабатывали деньги на чужой «нужде».
Деньги не пахнут
Фото: Koen Demuynck, facebook.com/Koen-DemuynckBelgian-Photographer

Как и все гениально простое, платные туалеты появились еще в глубокой древности. Точнее, в античные времена. Еще точнее – в Древнем Риме. Назывались они поэтично – Эфесские латрины. Считается, что взимать плату (налог) за отправление естественных нужд предложил император Веспасиан, правивший в 69–79 годах. Его сын Тит тогда якобы возмутился и заявил, что не пристало пополнять казну столь грязным способом. После этого Веспасиан взял монету из первой прибыли, поднес к носу сына и спросил, пахнет ли она. Тит ответил отрицательно. После этого Веспасиан будто бы изрек знаменитую фразу: «Деньги не пахнут!»


Впрочем, в некоторых местах, например на рынках в Помпеях, с посетителей туалетов плату не брали – возможно, потому что там они работали по принципу взаимовыгодного партнерства: моча тоже была своего рода товаром. По городу даже ходили сборщики мочи, которые сливали ее в большие амфоры и продавали в кожевенные мастерские и прачечные (да-да, мочу использовали и в качестве мыла, а еще ею отбеливали зубы!). Что и говорить, непростым было кожевенное ремесло. Тем более что в нем приходилось работать не только с жидкими отходами человеческой жизнедеятельности, но и с твердыми. После того как кожу замачивали в моче, ее на несколько часов помещали в кал, что делало ее мягкой и прочной.

Нижняя часть фрески Pilastro dei Fullones из мастерской Вераниуса Гипсея в Помпеях, изображающая чистку ткани. Мочой из общественных уборных отбеливали разные материалы. Фото: Miko Flor, digitalcommons.unl.edu

Что касается платных туалетов, то деньги в них брали, видимо, не только за отправление естественных надобностей, но и за приятное времяпровождение. Ведь общественные уборные в те времена были местом встречи. Их использовали в качестве курилок, где можно было узнать последние новости, ошеломляющие тайны и даже получить приглашение на званый ужин. В туалетах стояли каменные скамьи с несколькими отверстиями, и люди сидели рядом друг с другом. Под сиденьями находился желоб с проточной водой, а поток обеспечивался акведуками, в которые бесперебойно подавалась вода: система служила подобием канализации.

Из-за того что общественные уборные стали местом приватных бесед, да еще и были платными, их посещали, прежде всего, состоятельные особы. Сами латрины при этом были оформлены соответственно: росписью и скульптурами, лепниной и фонтанами, вазонами и цветами. Вся эта роскошь предназначалась исключительно для мужского пола – для женщин платных туалетов не строили. Еще меньше повезло рабам: в холодное время года в уборную сначала заходили слуги, которые сидели на каменных скамьях, чтобы их нагреть, а затем уже их господа. Это считалось большой честью для каждого раба – неважно, что после этого несчастный мог попросту умереть от воспаления почек. Завсегдатаю общественного туалета тоже, впрочем, могло не поздоровиться – он имел неплохой шанс загнуться от какой-нибудь инфекции. Ведь римляне не сильно увлекались гигиеной – вместо туалетной бумаги они использовали губки на палочках, которые смачивали в общем чане с подсоленной водой или уксусом.


В Средние века тема естественных нужд оказалась под запретом. Это и понятно. Божественному проведению приписывали только то, что красиво и приятно, а не то, что не эстетично и дурно пахнет. При этом сегодня все знают рассказы про немытую Европу, где якобы не только не мылись, но и гадили по углам. С одной стороны, все грязное считалось порождением дьявола, с другой – люди специально истязали себя нечистотой, чтобы, преодолевая собственное отвращение… быть ближе к Богу. Такая вот странная логика. Одно слово – Средневековье! Ясно, что про платные туалеты с такой психологией речь не шла. Известно только, что по улицам средневековых городов ходили люди в плащах и за небольшую плату предлагали желающим укрыть их во время деликатного процесса.

Потратить пенни

По-настоящему возродился рынок платных туалетов лишь к XIX веку благодаря упомянутому уже фокуснику Джону Маскелайну. Иллюзионист был мастером технологических трюков, поэтому ему ничего не стоило придумать задвижку, открывающуюся лишь после того, как в нее опускали монету в один пенни. Ей быстро нашли применение и коммерциализировали всю туалетную индустрию. Но находчивый иллюзионист, как водится, стоял на плечах гигантов. По крайней мере, одного – английского инженера-сантехника Джорджа Дженнингса (George Jennings), авторству которого принадлежит общественный туалет со смывом. Он представил его в 1851 году на Всемирной выставке в лондонском Хрустальном дворце. Идея оказалась весьма прибыльной – за пользование уборной тот же самый пенни отдали 827 280 человек. За монету они получали чистое сиденье, полотенце, расческу и чистку обуви – совсем немало! Выставка закрылась, а туалеты продолжили работать, принося владельцам более 1000 фунтов стерлингов в год. Дженнингс тогда, по легенде, изрек: «Цивилизацию народа можно измерить по его бытовым и санитарным приборам». После этого платные туалеты росли как грибы после дождя. А когда Маскелайн в конце XIX века придумал свой автоматический замок, стали еще более доходным бизнесом. Такие сортиры предназначались только для мужчин. Дамам, вероятно, не пристало демонстрировать общественности, что они тоже ходят по малой и большой нужде.

Реклама нового дверного замка, в котором ключ – это пенни! pennymachines.co.ukДверной замок Маскелайна для туалета. Фото: Magic CircleCollection, catsmeatshop.blogspot.com

Здесь Русью пахнет

В нашей стране времени даром тоже не теряли, и в 1870 году в Петербурге появился первый общественный туалет. Даже нужник в этом городе был произведением искусства – его создали по проекту известного архитектора Ивана Мерца. Он располагался рядом с Михайловским манежем и отапливался. Так свое детище описывал сам Мерц в журнале «Зодчий» в 1872 году: «Ретирадник (от французского слова «убежище», чтобы максимально «завуалировать» неприличные «уборная», «нужник» и так далее. – Ред.) был спроектирован деревянный, из бревен, обшитых с обеих сторон досками, на каменном фундаменте и с железной кровлей. В нем устроены место для писсуара, два ватерклозета и небольшая комната для сторожа; он снабжен обильно водою, освещается газом и отапливается чугунною каннелированною печью, коксом, а комната сторожа – небольшою русскою печью».

Дореволюционный туалет в Петербурге. Он до сих пор сохранился по адресу Адмиралтейский проспект, 5. babs71.livejournal.com

После революции 1917 года в обе столицы массово хлынул народ из провинции. Каменные общественные туалеты в те годы повсеместно переделывали… под квартиры (а деревянные сортиры и того хуже – разбирали на дрова). Все из-за нехватки квадратных метров на душу населения. И они считались завидным жильем, ведь одна семья получала не только комнаты для проживания, но и санитарные удобства. В то время как в коммуналках на 30 комнат мог быть один-единственный сортир.

В 1930-е годы в Москве стали проводить парады. После них подъезды близлежащих домов отмывать становилось все труднее – замков на дверях в парадные не было, а желающих справить нужду, наоборот, не сосчитать. Моссовет схватился за голову и приказал строить общественные уборные в самых людных местах. В итоге строительство таковых с более или менее сильным размахом развернулось по всей стране. Они были бесплатными и очень-очень грязными, а посему стали объектом шуточек и надписей у входа: «Вдохнуть – не дышать» или «Уходя, оглянись – чиста ли твоя совесть!».


«Отхожее место на 52 очка при продовольственном пункте». Альбом исполнительных типовых чертежей Московской Окружной железной дороги, 1903—1908 гг. Фотолитография: К. Фишер, cgon.rospotrebnadzor.ru

В Москве общественные туалеты поначалу тоже были деревянными, только в конце 1980-х стали каменными – в центре города, у вокзалов и рынков. Они были бесплатны для всех, при этом оборудованы по последнему слову техники – вентиляцией, автоматическим смывом и отоплением. А на Театральной площади в начале прошлого века открылась уборная с освещением и двумя отделениями: платным и бесплатным. За деньги посетителям выдавали мыло и полотенце.

Первый платный туалет в Стране Советов появился в Ленинграде в 1986 году по адресу Невский проспект, 88. Но массово такие сортиры стали строиться в разваливающемся СССР с 1988 года. В 90-е годы всем вообще стало не до бесплатных уборных, которые стремительно перепрофилировали под магазины, офисы и даже кафе. В новой стране появлялись лишь платные туалеты. Как правило, они не были автоматическими – за неопрятным столиком сидел кассир. Такие можно встретить и сегодня, даже в крупных российских городах.

Платная уборная на Гоголевском бульваре в Москве, 1997 г. Фото: Валерий Шустов, visualrian.ruТак выглядят современные туалеты – все мы к ним привыкли. bryansku.ru

А вот в странах Западной Европы и США клозеты, как правило, автоматические. Особенно активно их любят парижане. На улицах города то тут, то там натыкаешься на самоочищающиеся туалетные кабинки с монетоприемниками. А в Лондоне есть бесплатные уборные, которые… прячутся под землю – дабы не портить городской пейзаж. Такая конструкция не выдает себя ничем, кроме люка в тротуаре. Днем туалет (он носит характерное название – UriLift) скрыт под землей, а ночью «просыпается» при помощи квартального полицейского и дистанционного пульта управления. Это сделано, чтобы любители ночной жизни не «метили» стены и лестницы городских домов. Что и говорить, туалет – это не только деликатная тема, но и объект высокой индустрии, и способ зарабатывания денег.

Выезжающий из-под земли UriLift, popuptoilet.com


Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

Актуальное
Петросити
Поэма здоровья
Биосфера
Новиков Александр Иванович, персональный сайт
OK OK OK OK OK OK OK