«Зубное» молоко: стволовые клетки зубов могут участвовать в регенерации молочных желез

Ученые Цюрихского университета (Швейцария) считают, что сделанное ими открытие позволит научиться формировать с нуля целые органы.

Согласно новому исследованию, результаты которого опубликованы в журнале Cells, стволовые клетки зубного эпителия мышей, пересаженные в молочные железы, могут формировать молочные протоки и даже вырабатывающие молоко клетки. Эти данные могут быть использованы для послеоперационного восстановления тканей у пациентов с раком груди.

Зубные стволовые клетки способны производить все виды клеток зубного эпителия, однако раньше не было понятно, могут ли они также участвовать в формировании клеток других органов. В недавнем исследовании команда ученых под руководством Тимиоса Митсиадиса, профессора Цюрихского университета, впервые продемонстрировала, что стволовые клетки эпителия, выделенные из резцов молодых мышей, могут формировать молочные железы у самок мышей. В первой серии экспериментов зубные стволовые клетки и клетки эпителия молочных желез ввели непосредственно в те места, где обычно развиваются молочные железы, предварительно удалив оттуда все относящиеся к ним клетки. Оказалось, что стволовые клетки зубного эпителия могут участвовать в регенерации молочных желез, а также способны производить все виды клеток молочных желез и даже, что самое удивительное, клетки, вырабатывающие молоко.

«Это открытие вносит большой вклад в понимание работы клеточных и молекулярных механизмов, участвующих в регенерации тканей», – говорит Митсиадис.

Во второй серии экспериментов зубные стволовые клетки вводили отдельно от эпителиальных клеток молочных желез. И в этом случае они оказались способны сформировать небольшие протоковые системы, состоящие из разветвленных зачатков. Правда, в некоторых случаях это привело к формированию кист.

Сделанное открытие поможет ученым в развитии терапии, основанной на применении стволовых клеток, которая в будущем может быть использована для регенерации грудных тканей.