Завершено полное изучение первого скелета динозавра, найденного целиком еще в XIX веке

Детальный анатомический анализ скелета позволил точно разместить сцелидозавра на семейном древе динозавров и завершить проект, начатый полтора столетия назад.
Скелет сцелидозавра нашли более 160 лет назад в горной породе возрастом около 193 миллионов лет. Ископаемые останки отправили знаменитому ученому из Британского музея Ричарду Оуэну, который, изучив находку, опубликовал две небольшие статьи, посвященные анатомии динозавра. Однако многие детали были оставлены им без внимания, в частности, Оуэн не реконструировал внешность динозавра при жизни и не пытался выяснить родственные связи гиганта.
В XXI веке работу Оуэна продолжил доктор Дэвид Норман, сотрудник факультета наук о Земле Кембриджского университета, который на протяжении 3 последних лет готовил детальное описание и биологический анализ скелета сцелидозавра. Результаты его работы, опубликованные в журнале Zoological Journal of the Linnean Society, не только позволяют реконструировать внешность животного, но и говорят о том, что сцелидозавр был ранним предком анкилозавров – покрытых броней «танков» позднего мелового периода.
На протяжении многих лет динозавров классифицировали в соответствии с формой подвздошных костей и относили либо к ящеротазовым, либо к птицетазовым. Однако в 2017 году Норман и его коллеги оспорили эту классификацию, предположив, что и те, и другие произошли от одного общего предка. Кроме того, Норману удалось установить, что самые первые из известных птицетазовых появились в раннеюрском периоде.
«Сцелидозавр был именно таким видом динозавров, появившимся на заре эволюционного «рождения» птицетазовых», – говорит Норман.
Исследователи также выяснили, что череп сцелидозавра имел выступы сзади и несколько костей, которые раньше никогда не встречались у других динозавров. А неровная поверхность костей черепа говорит о том, что он был покрыт твердыми роговыми щитками.
Понимание анатомии сцелидозавров позволяет точно разместить их на семейном древе доисторических гигантов. На протяжении многих десятилетий они считались членами группы, в которую также входили стегозавры с их огромными костяными пластинами на спине и утыканным шипами хвостом и анкилозавры. Однако сегодня можно уверенно сказать, что сцелидозавр – это предок анкилозавров.
Фото: (С) JOHN SIBBICK