Загадочные окаменелости могут представлять собой одни из первых следов жизни на Земле

В останках рифов возрастом 890 миллионов лет были найдены возможные признаки многоклеточной жизни. Считается, что в это время в атмосфере Земли было недостаточно кислорода для поддержания такого вида жизни.
Загадочные окаменелости могут быть одними из первых следов жизни на Земле
Все мы знаем, насколько важен кислород для людей и животных. После вдоха наша дыхательная система передает молекулы кислорода во все уголки тела, а наши клетки могут использовать ее для производства химической энергии. Поэтому до настоящего времени не было достоверно известно, могли ли многоклеточные животные существовать до того, как кислород Земли достиг необходимого уровня. Считается, что это значимое событие произошло во время неопротерозоя.
До того, как это случилось, то есть от 800 до 540 миллионов лет назад, растворенный кислород в океанах был, судя по всему, слишком скудным для поддержания многоклеточной жизни — за исключением видов, которые обитали возле рифов, где были активны производящие кислород микробы. Однако генетические данные животных противоречат этому.
Биологи нашли потенциальные ископаемые доказательства для поддержки этой версии. Учёные изучили осколки камней от рифов в Канаде и обнаружили редкие секции со сложными ветвями, около 20-30 микрометрических канальцев, расположенных в промежутках внутри и вокруг древних рифовых образований.
Этот риф был построен в основном с помощью фотосинтеза цианобактерий и мог достигать километров в диаметре. Однако загадочные структуры были обнаружены на открытых краях, в пределах уменьшения зоны роста рифа и в затемненных зонах. Это значит, что то, что их сформировало, не было зависимо от солнечного света и не нуждалось в том, чтобы находится на самом рифе.
Найденный окаменевший образец не похож на ветвление, наблюдаемое у грибов и микробов, но очень похож на сети губчатых волокон у некоторых современных губок.
Как известно, губки считаются первыми животными, населявшими нашу планету.
На данный момент самая старая доказанная окаменелость губки относится к кембрию, около 550 миллионов лет назад, но если возраст и свойства новой находки будут доказаны, то нам придется признать, что первые животные появились до того, как кислородные условия на Земле стали оптимальными, и пережили суровые ледниковые периоды 720 и 635 миллионов лет назад.
Предки современных животных, таким образом, могли быть намного более выносливыми, чем мы думали.
Фото: Turner, Nature