Зафиксирован самый мощный взрыв звезды из всех, что мы когда-либо видели

Сверхновая, получившая имя SN2016aps, обнаружена в 4.5 миллиардах световых лет от Земли 22 февраля 2016 года. Теперь Астрономы установили, что она взорвалась, да ещё как! Примерно в 500 раз сильнее обычных сверхновых.
Зафиксирован самый мощный взрыв звезды из всех, что мы когда-либо видели

Астрономы уверены, что это самая яркая, энергичная и, вероятно, самая массивная сверхновая из всех, что были известны науке ранее. Всё это позволяет перевести её в категорию гиперновых.

Пик яркости как раз пришёлся на начало 2016 года, после чего астрономы внимательно наблюдали за тем, как она постепенно тускнеет, а затем изучили данные о звезде, полученные до пика активности 2016 года, «отмотав плёнку» на год назад. Это позволило понять, что SN2016aps ярко светилась несколько недель перед тем, как взорваться в декабре 2015 года.

Эта звезда как минимум в 100 раз превышала массу нашего Солнца, но, как следует из полученных данных, в период её жизни, предшествовавший взрыву, с ней произошло что-то странное. Астрономы зафиксировали массивный выброс газовой оболочки из её недр, а также то, что она яростно пульсировала. Тем не менее, выброс произошёл за рекордно короткий срок, что очень ненормально для звезды. Обычно между выбросами и взрывом проходит довольно много времени, но не в этом случае.

Также исследователи обнаружили в ней высокое содержание водорода, что тоже довольно странно, так как перед тем, как стать сверхновой, звёзды избавляются от большей части имеющегося в них водорода. Внимательно изучив всю полученную информацию, учёные пришли к выводу, что все эти аномалии объясняются очень просто: огромная звезда когда-то состояла из двух звёзд меньшего размера, которые в определённый момент слились. По крайней мере, это объясняет ситуацию с водородом, который обычно дольше удерживается звёздами меньшей массы.

Масса и обилие водорода могли привести к рождению редкого типа сверхновой, аналоги которой теперь будет легче искать, благодаря имеющейся информации и возможностям широкоугольного обзорного телескопа-рефлектора LSST, который планируется ввести в строй к 2022 году.

Фото: M. Weiss