Выживают сильнейшие: при развитии нервной системы «слабые» нейроны погибают

Исследователи из шведского института Каролинска провели необычный эксперимент, в результате которого пришли к этим выводам.
Выживают сильнейшие: при развитии нервной системы «слабые» нейроны погибают
Открытие свидетельствует о необходимости пересмотра давней нейротрофической теории, согласно которой нервная система формируется случайным образом.

На ранних стадиях развития нервной системы образуется избыток нейронов. В определенное время большая часть этих клеток погибает, что является необходимым шагом для правильного формирования нервной системы. Процесс занимает около 24 часов. За это время в некоторых частях нервной системы исчезает примерно половина всех нейронов.

Ранее считалось, что это случайный процесс, в котором все клетки имеют равные шансы на выживание. Однако исследователи из Каролинского института опубликовали новое исследование в журнале Nature Communications, в котором доказали, что смерть клеток контролируется механизмом, который уничтожает менее пригодные клетки.

"Выживают более зрелые клетки, так как они склонны к образованию синапсов с другими нервными клетками", - говорит Сайда Хаджаб, координировавшая исследование вместе с Франсуа Лаллемендом.

Несколько лет назад Хаджаб и Лаллеменд отметили, что на ранних стадиях нейроны отличаются друг от друга. Учёные провели детальное исследование отдельных нейронов формирующейся нервной системы у мышей и, среди прочего, выявили две различные молекулярные закономерности, определяющие судьбу клеток. Клетки, наиболее способные к росту и формированию связей с другими нейронами, выживают, в то время как более незрелые клетки умирают.

Авторы работы отметили, что исследование проводилось в периферической сенсорной нервной системе. Вопрос о том, контролируется ли гибель клеток аналогичным образом в других частях нервной системы, пока остаётся открытым.

Фото: Shutterstock