Выявлены генетические основания вариативности окраса шмелей

Обычно шмели ассоциируются с чёрно-жёлтыми оттенками, однако среди 260 видов этих насекомых встречается разный окрас, включающий около 400 различных цветовых паттернов. Причина высокой распространённости чёрно-жёлтого окраса шмелей — в региональной мимикрии. Недавно учёные выяснили, какие генетические механизмы фундируют уникальные цветовые паттерны окраса шмелей, зависящие от региона их обитания.
Выявлены генетические основания вариативности окраса шмелей

В своём исследовании специалисты установили, как ген Hox, важнейший для структурирования сегментов тела шмелей, контролирует другие гены, которые, в свою очередь, лежат в основе изменений пигментации сегментов шмелей в различных регионах.

Исследование показывает, что Hox запускает каскад процессов, которые задействуют не один специфический фермент, но целый ряд меланиновых генов, меняющих пигментационные характеристики. Среди этих генов есть те, что влияют на пигмент феомеланин. Он отвечает за красные оттенки окраса у позвоночных, тогда как у насекомых он обнаружен впервые.

По итогам своей работы специалисты отметили, что уточнение генетической подосновы паттернов окраса шмелей поможет понять, как эти насекомые эволюционировали и распространялись, приобретая свои уникальные региональные особенности. Также они подчеркнули, что их работа была бы невозможна без сочетания изучения живых шмелей и комплексных вычислительных систем.

Фото: Unsplash