Витамин D снижает агрессивность клеток меланомы

Ученые из Научно-исследовательского центра рака (Великобритания) обнаружили, что витамин D влияет на сигнальный путь в клетках меланомы, замедляя ее рост и не давая ей распространиться в легкие. Результаты исследования опубликованы в журнале Cancer Research.
Витамин D снижает агрессивность клеток меланомы

В Великобритании ежегодно диагностируется около 16 тысяч случаев заболевания раком кожи, при этом за последние 40 лет выживаемость таких пациентов удвоилась. Примерно 300 случаев обнаружения меланомы происходит на последней стадии развития опухоли, когда ее лечение становится крайне сложным. В этом случае выживает только около 55% пациентов (при обнаружении меланомы на ранней стадии выживаемость достигает 100%).

Связь низких уровней витамина D в организме с более плохими прогнозами для пациентов с меланомой была известна и раньше, однако точный механизм работы этой связи до сих пор оставался неизученным. Профессор Ньютон-Бишоп из Университета Лидса и ее команда решили выяснить, какие процессы в клетках меланомы регулируются витамином D и что происходит при недостатке на поверхности клеток белка, известного как рецептор витамина D (VDR). Именно благодаря ему витамин D связывается с клеткой.

В рамках исследования ученые наблюдали за активностью гена, ответственного за белок VDR в 703 человеческих меланомных опухолях. Они хотели выяснить, связано ли количество белка VDR в клетках меланомы с генетическими изменениями, которые происходят, когда опухоль становится агрессивнее. Помимо этого в экспериментах на мышах ученые проверяли, влияет ли количество белка VDR на способность рака распространяться.

В результате экспериментов удалось обнаружить, что человеческие опухоли с более низким уровнем белка VDR растут быстрее и имеют более низкую активность генов, контролирующих сигнальные пути Wnt/β-катенин, которые отвечают за дифференциацию клеток и развитие злокачественных опухолей. У мышей удалось обнаружить связь между увеличением количества белка VDR в клетках меланомы и снижением активности сигнального пути Wnt, что замедляло рост меланомы. При этом снижалась и вероятность распространения рака в легкие.

«После многих лет исследований мы наконец-то выяснили, как витамин D и белок VDR влияют на клетки меланомы. Это поможет нам лучше понимать процесс роста и распространения опухоли, говорит профессор Ньютон-Бишоп. – Хотя витамин D сам по себе и не лечит рак, результаты нашего исследования позволят улучшить эффект иммунотерапии для борьбы с этим видом рака».
Фото: LRI EM Unit