Вакцина против рака мозга прошла первые успешные испытания на людях

В новом исследовании учёные решили простимулировать иммунную систему пациентов с раком, провоцируя появление определяемого иммунитетом белка неоэпитопа в опухолевом ферменте IDH1.
Вакцина против рака мозга прошла первые успешные испытания на людях
Команда исследователей из Немецкого исследовательского центра рака (DFKZ) создала и впервые опробовала на людях раннюю версию вакцины, способной вызвать иммунный ответ внутри опухолевых тканей головного мозга. Описание работы учёных опубликовал научный журнал Nature.
В некоторых случаях рака мозга в органе начинают развиваться неизлечимые опухоли, называемые диффузными глиомами. Они не реагируют на химио- и лучевую терапию, медленно убивая человека и распространяясь по мозгу так, чтобы их было невозможно удалить.
Долгое время глиомы считались практически неподдающимися лечению. Но, как оказалось, у них есть одна серьёзная слабость: уникальная мутация гена. Ошибка в ДНК опухолей приводит к тому, что в ферменте IDH1 происходит обмен белковой структурой, известной как неоэпитоп.
Когда в опухолях возникает новый белок, иммунная система может распознать его как чужеродный, начав бороться с глиомами. В новом исследовании учёные решили простимулировать иммунную систему пациентов с раком, провоцируя появление неоэпитопа в ферменте IDH1.
«Наша идея состояла в том, чтобы поддержать иммунную систему пациентов и использовать вакцину в качестве целевого способа оповещения ее о специфическом для опухоли неоэпитопе», – рассказал директор исследования Майкл Платтен из DFKZ.
Чтобы получить белок из опухолей, исследователям было необходимо создать искусственную версию сегмента IDH1, ответственного за мутацию. Этого удалось добиться в новой вакцине, которая недавно прошла через первую фазу клинических испытаний на людях в Германии.
В исследовании нового препарата приняли участие 33 человека. В результате эксперимента у них не проявились какие-либо побочные эффекты. У 93 процентов пациентов вакцина вызвала иммунный ответ, и 84 процента испытуемых выжили в течение трёх лет после получения лекарства.
«Мы также смогли продемонстрировать, что активированные мутационно-специфические иммунные клетки проникли в опухолевую ткань головного мозга», – рассказала одна из авторов исследования Тереза Бунсе.
Несмотря на то, что вакцина успешно прошла через первую фазу клинических испытаний, учёным предстоит проделать ещё много работы, прежде чем она сможет начать применяться в лечении пациентов с раком. Для этого препарат придётся проверить в более крупных исследованиях с использованием контрольной группы.
В ближайшем будущем команда планирует комбинировать применение вакцины IDH1 с видом лечения под названием «иммунотерапия ингибиторами контрольных точек». Такая терапия позволяет дополнительно активировать иммунные контрольные точки, когда белки связываются с опухолевыми клетками.
Фото: Robina Weermeijer / Unsplash