В мозге людей с депрессией обнаружили существенную особенность

Сравнение тканей мозга, взятых у людей, совершивших самоубийство, впервые позволило связать хроническую депрессию с явным падением количества определенных типов клеток. И хотя открытие не демонстрирует причины падения и не утверждает, что большее количество нейронов выполняет защитную роль для психического здоровья (если вообще выполняет), оно открывает новое поле для исследований, которые однажды могут привести к созданию методов ранней диагностики и лечения депрессии.
В мозге людей с депрессией обнаружили существенное отличие

Исследователи из Института психического здоровья Университета Дугласа и Университета Макгилла (Канада) изучили образцы тканей мозга 10 пациентов с диагностированной депрессией, которые совершили суицид, и сравнили их с образцами тканей 10 здоровых людей. Особенно их интересовало количество астроцитов – нейроглиальных клеток, которые поддерживают нейроны и разделяют их своими телами. Предыдущие поиски возможных различий в анатомии мозга у людей с хронической депрессией и тех, кто не страдал психическими заболеваниями, указывали на важную роль этих клеток в «круговороте» питательных веществ, поддержании баланса заряженных частиц и исцелении травм головного и спинного мозга.

До сих пор достоверно неизвестно, как возникновение симптомов депрессии – потери интереса к жизни, утрате чувства радости и пр. – связано с изменениями в астроцитах, однако ряд недавних исследований показал, что эти клетки могут не только выполнять роль «нянек» для нейронов, но и быть «инспекторами дорожного движения» с гораздо большей долей ответственности. Четкое понимание функционирования астроцитов требует изучения их структуры и биохимии, что довольно сложно сделать внутри живого мозга. Однако кое-что ученым все же удалось выяснить: в мозге людей с диагностированной депрессией не вырабатывается достаточного количества глиального фибриллярного кислого белка (GFAP), который как раз и производится астроцитами. Еще один белок, вырабатываемый человеческими клетками, – виментин – отвечает за структуру некоторых типов клеток и связан с патологиями мозга.

«Мы изучили астроциты в мозге, окрасив определенные белки – виментин и GFAP, что дало возможность увидеть структуру клеток под микроскопом», – комментирует нейробиолог Лиам О’Лири из Университета Макгилла.

Сравнение разных типов астроцитов оказалось впечатляющим: количество астроцитов, вырабатывающих GFAP и виментин, в образцах тканей людей с депрессией было существенно ниже, особенно в префронтальной коре головного мозга, что указывает на их крайне важную поддерживающую роль. Авторы исследования считают, что им удалось найти лишь крохотный кусочек пазла, который может объяснить развитие хронической депрессии, но чем больше работ проводится в этой области, тем большим становится понимание, что за одним из главных психических заболеваний в мире стоит работа множества разных типов клеток, сигнальных путей и структур мозга.

Фото: O'Learly et al.,Frontiers in Psychiatry, 2021