я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Удивительные способности крыс

Крысы могут всё что угодно – плавать брассом, спорить басом и дрова рубить. Не брассом, конечно, но крысы умеют плавать, общаются друг с другом и способны прогрызть даже самые твердые материалы. Грызуны совсем не похожи на людей, но у нас с ними все же есть кое-что общее.
Удивительные способности крыс

Смеяться

Щекотка бывает двух видов: термином «книсмесис» называют легкий зуд кожи в ответ на внешнее воздействие, например перышко, а то, что люди обычно считают щекоткой, ученые именуют «гаргалесисом». Книсмесис человек может вызвать у себя сам, а вот гаргалесис способны самостоятельно спровоцировать только некоторые люди с повреждениями мозжечка и нарушениями психики. Чтобы разгадать тайну щекотки, ученым нужно знать, какие области мозга активируются в ответ на нее. Крысы – идеальные подопытные для этого: они тоже умеют смеяться. «Щекочущее» исследование в 2016 году опубликовали в журнале Science специалисты из Берлинского университета имени Гумбольдта. Они щекотали грызунов и записывали ультразвук, который те при этом издают. Выяснилось, что в мозге крыс за реакцию на щекотку отвечает специальный участок в соматосенсорной коре. Эта же область у них ответственна за осязание и ощущение собственного тела в пространстве. Возбуждение фиксировалось даже тогда, когда крысы просто видели приближающуюся руку. Они начинали резвиться в клетке, прыгая от радости, – частый для млекопитающих тип поведения, сигнализирующий о восторге. Интересно, что реагировали на щекотку только те крысы, которые были в хорошем настроении. Расстроенные грызуны давали куда менее активную реакцию. Ученые помещали их в условия повышенной тревожности – например, светили ярким светом в глаза, и тогда крысы «отказывались» смеяться. Искусственное воздействие на соматосенсорную кору мозга крыс давало тот же эффект, что и настоящая щекотка.


Водить машину


Фото: news.richmond.edu

Психологи из Университета Ричмонда в Англии решили проверить, как у крыс обстоят дела с водительскими навыками. Для грызунов соорудили специальную машинку из пластика с тремя проволоками-рычагами. Нажатие на один из них толкало машину вперед, два других рычага позволяли свернуть направо и налево. Курсы вождения проходили 11 крыс: пять из них жили в так называемых «обогащенных» условиях – у них были колесики для бега, лестницы и прочие крысиные развлечения, а шестерым досталась стандартная клетка. Машинку сначала ставили у крыс в жилище, чтобы они привыкли к новому механизму. После этого каждую крысу усаживали в автомобиль и помещали в небольшой коридор со стеной, отмеченной узором, где грызуны должны были припарковаться. В качестве стимула использовали маленькие зефирки – грызуны получали их, когда осваивали навык вождения, с условием, что приехали за ними на автомобиле. Крысы учились водить четыре раза в неделю в течение 15 минут. Две особи уже через месяц проезжали на машинке по 1,1 метра. Крысы также научились разворачиваться, чтобы вернуться к угощению, и успешно поворачивать направо и налево. Те грызуны, у кого изначально было больше игрушек в окружении, справлялись с задачей быстрее «стандартных» сородичей. По словам исследователей, это показывает связь среды обитания и степени развития моторики у млекопитающих.


Фото: news.richmond.edu

Плавать

Страшные городские легенды о крысах, лезущих через канализацию в дома, – не выдумка параноиков, а реально зафиксированные случаи. Команда журнала National Geographic в 2015 году провела эксперимент – построила подобие канализации и пустила туда грызуна. Подопытная крыса проплыла по трубе, нашла воздушную подушку для передышки, а затем благополучно выбралась на свободу. Экспериментаторы отметили, что крысы могут пробраться в любое место, куда пролезет их голова, и способны находиться под водой до трех минут. Насколько далеко крысы могут плавать в природных условиях, пока неизвестно, но, например, Австралию, омываемую двумя океанами, крысы буквально колонизировали. Ученые предполагают, что грызуны добрались до изолированного континента несколькими способами: с «большой земли» – на торговых судах, а с островов Индонезии – с помощью плавающих листиков и силы течений. Такие предположения выдвинули исследователи из Университета Флориды, анализируя генезис видов в Австралии. Коричневые крысы оказались самыми опытными пловцами, а вот черные воду недолюбливают.


Фото: sciencevibe.com

В Новой Зеландии провели эксперимент с крысой по имени Распутин. На нее надели специальный ошейник, передающий геопозицию, и выпустили на пустынный остров. Через несколько недель маячок GPS отключился. Распутина искали. Нашли крысу пару месяцев спустя. На другом острове.

Играть

Уже упомянутый Берлинский университет Гумбольдта также выяснил, что грызуны получают удовольствие от игры в прятки. В эксперименте немецких ученых участвовали шесть крыс разного возраста – от 5 до 23 недель. Их напарниками в игре выступали сами экспериментаторы. Условия были простыми: человек прятался за одной из трех бетонных коробок, а крыса должна была найти его. В следующем раунде игроки менялись местами: человек присаживался рядом с коробкой, где находилась крыса, а она бежала прятаться. Сначала крыс мотивировала еда, потом – контакт с человеком, который гладил их и щекотал после окончания поисков. Некоторые из грызунов так увлекались процессом, что бежали прятаться вновь, когда их находили, и не дожидались одобрения.

Две недели понадобилось крысам, чтобы усвоить правила игры и набраться опыта. С каждым разом они прятались все лучше и находили человека быстрее. Ученые, следившие за мозговой активностью грызунов, предполагают, что они получали удовольствие от игры. Ультразвуковые волны, которые издавали крысы во время пряток, похожи на смех – так же крысы реагировали на щекотку или поглаживания. А когда наступала очередь животных прятаться, они молчали, действуя согласно классическим правилам игры в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать! Фото: www.ecn-berlin.de
Сожалеть
Неврологи из университета штата Миннесота (США) выяснили, что крысы испытывают сожаление. Результаты эксперимента в 2014 году были опубликованы в журнале Nature Neuroscience. Это первый случай, когда подобные эмоции замечены у какого-то еще млекопитающего, кроме человека. Эксперимент «Череда ресторанов» походил на гастрономический фестиваль для крыс. Грызуны приходили в места с едой и выбирали: остаться здесь или пойти в следующее «кафе», где могут кормить вкуснее. Иногда так и оказывалось, но в некоторых случаях еда была лучше в первом месте. Тогда крыса оглядывалась назад, на упущенную возможность получить лакомство, и у нее активировался участок орбитофронтальной коры мозга. Эта же область реагирует на сожаление и у человека. Продолжая променад по ресторанам, крысы усваивали опыт прошлых ошибок и корректировали поведение: они дольше ждали еду и не торопились двигаться вперед. Профессор Дэвид Редиш, представитель исследовательской группы, признал, что самым сложным было отличить сожаление от разочарования, и все же ученые убеждены, что крысы именно сожалели – они реагировали на свою ошибку, а не переживали из-за того, что лишились лакомства.
Помогать друг другу
Ученые из Чикагского университета в Иллинойсе (США) в 2011 году доказали, что крысы не равнодушны к страданиям своих товарищей. Группа специалистов провела эксперимент, в котором одна крыса оставалась на свободе, а вторую закрывали в пластмассовой трубе под замком. Свободный грызун пытался помочь своему собрату и взломать замок. Но до конца ученые не были уверены, что крысой руководило сочувствие, а не социальный инстинкт. Команда исследователей из японского университета Квансей Гакуин провела аналогичный эксперимент, изменив условия. Они построили специальный бокс с двумя отсеками и прозрачной стенкой между ними. Одна крыса оставалась в комфортных условиях, а во второй контейнер пускали воду. Утонуть животное не могло, но испытывало сильный стресс. Изменить ситуацию могла только та крыса, что оставалась в безопасности, – она должна была открыть маленькую дверцу между отсеками, через которую страдалица могла перебраться на сушу. На протяжении всего эксперимента сидящие в сухой части грызуны помогали своим товарищам. Они не поступали так, когда соседний бокс оставался сухим. Примечательно, что те крысы, которые сначала испытывали на себе «водные процедуры», быстрее открывали дверцу – они помнили свои ощущения. И даже если ученые заставляли выбрать между помощью напарнику и шоколадом, животные предпочитали не лакомство, а спасение утопающих.
Крысы сострадают и сочувствуют друг другу. Фото: www.cogneurosociety.org
Ученые из Бернского университета в Швейцарии пришли к выводу, что крысы способны запомнить того, кто их спас. Во время эксперимента животные кормили своих товарищей либо вкусным бананом, либо жесткой морковкой. При смене ролей грызуны, во-первых, пытались отплатить добром именно своим «кормильцам», во-вторых, учитывали, чем именно их накормили, и делали похожий выбор. При этом у крыс была активна та же самая область мозга, что и у людей, когда они наблюдают дискомфорт других представителей своего вида.
Видеть сны
Крысам тоже снятся ночные кошмары. К такому выводу пришли ученые из Нью-Йоркского университета. Экспериментаторы пустили крыс в лабиринт, поставив за одним из поворотов засаду. Когда грызун приближался к определенной точке, в него брызгали сжатым воздухом из баллона-очистителя для клавиатуры. Для крыс это было не опасно, но все же сильно их пугало. После крысы ложились спать, а ученые следили за активностью их мозга. Гиппокамп, ответственный за кратковременную и долговременную память и удержание внимания, воспроизводил схему лабиринта. Грызунам, как предположили ученые, снилось, что они бегают. В определенный момент, когда во сне крыса оказывалась рядом с баллоном-прыскалкой, у нее активировалось миндалевидное тело, отвечающее за эмоции. Подобную реакцию у людей называют ночным кошмаром.

Нейрофизиологи из Университетского колледжа Лондона провели аналогичный эксперимент. Крыс помещали в лабиринт в форме буквы «Т», правый и левый рукава которого были закрыты стеклянными перегородками, а за ними была еда. Грызун видел, что лакомство есть, но добраться до него не мог. В гиппокампе срабатывали нейроны места – специальные клетки, которые у крыс сигнализируют об определенном местонахождении. После этого подопытная крыса ложилась спать, и ученые фиксировали активность ее мозга. «Британский» грызун демонстрировал те же реакции, что и его американский «коллега». Исследователи пришли к выводу, что животное во сне мечтало о еде.

Фото: www.infobae.com/america/
Абстрактно мыслить
Под абстрактным мышлением обычно понимают познавательную деятельность человека, при которой он адаптирует устойчивые правила и понятия к конкретным ситуациям. Зоологи из Оксфордского университета и Университетского колледжа в Лондоне в 2008 году обнаружили у крыс аналогичную способность. Ученые тренировали грызунов по системе Павлова. Звуковой или световой сигнал сопровождал подачу пищи. Светозвуковых комбинаций было несколько: свет-тьма-свет (СТС), тьма-свет-тьма (ТСТ), тьма-тьма-свет (ТТС) и другие. Крыс тренировали таким образом, чтобы каждая отдельная группа ждала пищу только в ответ на «свой» сигнал. Грызуны, тем не менее, реагировали и на аналогичные комбинации. Те особи, которые привыкли к режиму ССТ, быстро догадывались, что правило будет работать и с ТТС, чуть больше времени у них уходило на понимание связи между лакомством и режимом ТСТ. Эксперимент со звуком дал те же самые результаты, из чего ученые сделали вывод о наличии у крыс абстрактного мышления: они обобщали полученный опыт и адаптировали правила, совсем как люди. Правда, для того, чтобы исследование состоялось, пришлось исключить из выборки двух грызунов. Зоологи признали их необучаемыми.
В 2014 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине присудили американцу Джону О’Кифу за открытие в 1971 году нейронов места.

Предсказывать погоду

«Крысы бегут с тонущего корабля», «Все грызуны покинули город за три дня до землетрясения», – подобные заявления часто встречаются на страницах романов или интернет-форумов. Насколько они правдивы, решили выяснить ученые из Университета Эванстона с помощью пяти крыс. По периметру стола были установлены вентиляторы, у основания каждого из них располагался лаз, ведущий в отсек с угощением. Грызуны, пользуясь усами-вибриссами, безошибочно определяли места, где их ждала еда, разбираясь в направлении и силе ветра. Когда исследователи состригли животным усы, крысы стали ориентироваться хуже на 20 %. От ветра усы-вибриссы начинают сгибаться, воздействуя на рецепторы у основания усиков. Мозг грызунов получает эту информацию и интерпретирует ее как опасность. Ученые считают, что именно благодаря этому навыку крысы первыми покидают корабль, если ему грозит опасность, или бегут из города, в который приближается природный катаклизм.


Крысы улавливают радиацию, едят практически всё, живут в компаниях и тоскуют от одиночества. Они способны выстраивать причинно-следственные связи и могут пролезть в любое место, куда помещается их голова. И, может быть, лучший друг человека – это собака, но самый загадочный из наших соседей по планете, безусловно, крыса.

Фото: Vitaly Tiagunov, www.i.dailymail.co.uk

Наука

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK