Учёный МФТИ создал новую классификацию структур некодирующих РНК

Молекулы РНК, не транслирующиеся в белки, — некодирующие РНК — участвуют во многих важных для организма процессах: являются частями органелл клеток, регулируют белковый синтез, ускоряют отдельные реакции. Недавно биоинформатик из МФТИ и Института математических проблем биологии РАН описал геометрию и функции А-миноров — структур РНК со связанным аденином.
Учёный МФТИ создал новую классификацию структур некодирующих РНК

Евгений Баулин, учёный и автор работы, которая была опубликована в журнале Biochemistry, смог разделить А-миноры на две группы — в соответствии с тем, какое расстояние характерно для нуклеотидов в структуре РНК. Если первому типу свойственно близкое расположение нуклеотидов, то в структуре А-миноров второй группы нуклеотиды удалены друг от друга.

По словам учёного, его работа позволяет классифицировать А-миноры, а также А-минорные мотивы (несколько идущих подряд РНК со связанным аденином) в соответствии с современными данными об этих структурах. Такой подход позволит учитывать разнообразие А-миноров с разной динамикой составляющих. Если ранее способы классификации упускали это разнообразие (в частности — не описывали А-миноры с неканонической структурой), то теперь благодаря исследованию Евгения Баулина станет возможным более полный подход к этим РНК-структурам.

«Нет сомнений в том, что с экспоненциально растущим числом разрешенных трехмерных структур различных молекул РНК список функционально важных взаимодействий A-минор также будет быстро расти. Следовательно, необходимо разработать расширенные программы для описания различных типов A-миноров и для определения взаимодействий A-миноров с другими мотивами РНК», — поясняет необходимость в уточнении классификаций А-миноров Евгений Баулин.

Важно отметить, что глубокое изучение строения РНК и их структурных особенностей ценно не только само по себе, но и в контексте лечения редких генетических заболеваний, таких как спинально-мышечная атрофия.

Фото: Дарья Сокол, пресс-служба МФТИ