Учёные: социальная деградация из-за опиоидов может оказаться обратимой

Об этом говорят последние исследования животной модели опиоидной зависимости и эмпатии.
Учёные: социальная деградация из-за опиоидов может оказаться обратимой
Исследователи из университета Аризоны выяснили, что активация передней части островка коры головного мозга восстанавливает просоциальное поведение в животной модели опиоидной зависимости.
Ранее эта группа учёных уже использовала животную модель, чтобы показать, как животные перестают вести себя социально при развивающейся привязанности к героину. В новой статье в журнале Social Neuroscience исследователи демонстрируют возможность активации обратного процесса.

Организатором исследования выступила Севен Томек, только что защитившая докторскую диссертацию в Аризоне. Ранее она прошла подготовку по лечению злоупотребления психоактивными веществами во время обучения на степень магистра клинической психологии в Университете Северной Каролины в Уилмингтоне.
«Будучи студентом магистратуры, я возглавляла группы поддержки для опиоидных наркоманов, и самые большие проблемы, с которыми люди хотели иметь дело, были социальными. Наше открытие в животной модели опиоидной зависимости показало, что хемогенетическая активация переднего островка восстанавливает просоциальное поведение. Это дает нам проблеск надежды на то, что некоторые из поведенческих дефектов при опиоидной зависимости не являются постоянными», – сказала Томек.
Чтобы измерить просоциальное поведение, исследователи обучали подопытных освобождать другое животное, которое было поймано в прозрачную пластиковую трубку. После обучения животные получали доступ к героину в течение двух недель, а затем им предоставлялся выбор: продолжить употребление или отвлечься на помощь другому животному.
Опыты показали, что чаще всего животные выбирали бездействие. В попытках восстановить нормальную поведенческую модель, исследовательская группа нацелилась на область мозга, участвующую как в просоциальном поведении, таком как помощь, так и в аддиктивном поведении, таком как жажда: передний островок коры головного мозга.
Этот островок был также известен как «скрытая доля», потому что он расположен в труднодоступной зоне под лобной, теменной и височной долями головного мозга. Чтобы получить доступ к этой части мозга, исследовательская группа использовала хемогенетический метод, ориентированный на активацию рецепторов, реагирующих исключительно на дизайнерские препараты.
Используя такой подход, учёные смогли избирательно активировать передний островок у употреблявших опиоиды животных. После этого подопытные в более чем половине случаев снова начали проявлять признаки просоциального поведения – например, спасать других животных из пластиковой ловушки в эксперименте. Исследовательская группа дважды проверила роль активации в экспериментах с использованием контрольных групп, и убедилась в эффективности метода.
В перспективе открытие станет основой для разработки новых программ восстановления социального поведения у опиоидных потребителей.
Фото: Wikipedia