Учёные отметили существенное замедление темпов деления клеток в пожилом возрасте

Исследователи из центра рака Джона Хопкинса Киммела опубликовали новую работу, в которой сообщили о интересных результатах исследования клеток людей в возрасте 20 и 80 лет. В результате экспериментов они смогли установить, что в пожилом возрасте темпы деления клеток последовательно и весьма заметно замедляются.
Известно, что рак возникает в результате накопления генетических мутаций, вызванных ошибками клеток при копировании ДНК в ходе деления. Исследования, проведённые за последние нескольких десятилетий, предполагали, что такие мутации накапливаются с течением времени стабильными темпами, Коллеги проанализировали старые данные в десятках опубликованных работ в рамках данного исследования, после чего обнаружили, что мутации накапливаются в пожилом возрасте более медленно.

Эти результаты анализа привели к тому, что доктора Томашетти и Фогельштейна начали подозревать: скорость деления клеток заметно замедляется в пожилом возрасте, что само по себе уменьшает вероятность накопления ошибок в ДНК клетками.

Для проверки этой гипотезы была проанализирована частота репликации клеток в образцах различных здоровых тканей, собранных в ходе биопсии и других медицинских процедур у более чем 300 пациентов в возрасте 20 и 80 лет. Исследователи использовали красители для окрашивания антител Ki67 и смогли провести расчёт скорости размножения клеток как «на глаз», так и с помощью автоматизированного программного обеспечения.

Результаты показали, что темпы деления клеток замедлились примерно на 40% в образцах тканей толстой кишки, отобранных у пациентов в возрасте 80 лет, по сравнению с 20-летними пациентами. Аналогичным образом, в образцах пищеводной ткани скорость деления замедлилась примерно на 25% у пожилых людей по сравнению с более молодыми пациентами. В двенадцатиперстной кишке, в начале тонкого кишечника, темп замедлился на 26% у пожилых людей, а в задней этиммоидной синоназальной ткани, обнаруженной вблизи носа, у пожилых людей темп замедлился на 83%.

По словам Томашетти и Фогельштейна, полученные результаты имеют большое значение для лучшего понимания рака и старения. Давно известно, что заболеваемость раком человека растет экспоненциально в течение всей жизни, но к её концу существенно замедляется. Это как раз и может быть связано со снижением темпа накопления ошибок в ДНК.

Фото: PhotoPix