Учёные обнаружили «спящую» систему восстановления зрения у животных и птиц

Удивительное открытие удалось сделать благодаря изучению аналогичных механизмов у рыбок данио-рерио.
Учёные обнаружили «спящую» систему восстановления зрения у животных и птиц
Исследователи из Университета Джона Хопкинса обнаружили «спящие» механизмы регенерации зрения у кур и мышей. Описание открытия опубликовал научный журнал Science.
На прошлой неделе мы писали о том, что природные механизмы регенерации зрения у рыбки данио могут стать ключом к лечению слепоты у людей. Теперь эта тема получила своё продолжение в исследовании ещё одной группы учёных.
На этот раз объектом интереса учёных стала рыбка данио-рерио, способная самостоятельно восстановить свою сетчатку глаза при повреждении. Изучая природу происхождения этой способности учёные выяснили, что регенерация зрения у этого вида происходит за счёт активации и превращения клеток в так называемой глии Мюллера в стволовые, из которых позже образуются новые нейроны сетчатки.
Известно, что в организме некоторых животных и птиц, таких как куры и мыши, тоже присутствует глия Миллюера. В ходе своего исследования учёные определили гены, отвечающие за перепрограммирование клеток у данио-рерио, и, к своему удивлению, обнаружили их также у птиц и мышей. Как показали наблюдения, при повреждении сетчатки эти гены также приходят в активное состояние, частично исполняя свою функцию у кур, и полностью игнорируя происходящее у мышей.
Изучив это явление, биологи пришли к выводу, что такое поведение природного механизма регенерации обусловлено наличием генов, противодействующих его активации: они кодируют белки из семейства, известного под названием ядерных факторов-I (nuclear factor I, или NF-I).
Заинтересовавшись необычным явлением, учёные заблокировали у мышей синтез NF-I, и, как результат, клетки глии Мюллера активизировали свою деятельность аналогично процессу регенерации у рыбок данио-рерио.
В результате эксперимента, спустя 21 день у мышей образовались новые нейроны сетчатки двух видов: биполярные и амакриновые. Полученный результат нельзя назвать полноценной регенерацией, так как сетчатка содержит множество других видов нервных клеток, но дальнейшие исследования имеют все шансы позволить учёным «разбудить» встроенные в наши организмы механизмы восстановления.
«Наше исследование в целом показывает, что у млекопитающих, включая человека, есть потенциал к регенерации, но эволюционное давление по каким-то причинам отключило его», – заключили учёные.
Фото: Amanda Dalbjörn / Unsplash