Ученые выяснили, что рыбы давно используют различные звуки в процессе коммуникации

Исследователи знали, что рыбы способны издавать звуки, однако долгое время считалось, что они полагаются на другие средства коммуникации: от цветовых сигналов до электрических. Новое исследование показало, как долго рыбы используют звуки для коммуникации и какие именно виды делают это чаще всего.

Команда ученых во главе с экологом Корнельского университета Аароном Райсом изучала анатомические описания и звуки рыб и выявила несколько физиологических особенностей, которые позволяют группе лучеперых рыб (Actinopterygii) издавать звуки без голосовых связок. Эта многочисленная группа насчитывает более 34 000 ныне живущих видов.

«Возможно, на них не обращали внимания, потому что рыб нелегко услышать или увидеть, а наука о подводной акустической коммуникации в основном сосредоточена на китах и дельфинах. Рыбы могут скрежетать зубами или издавать шум из-за движения в воде, и мы видим, что в этом участвует целый ряд специальных механизмов», – отмечают исследователи.

Было обнаружено, что из 175 семейств рыб две трети осуществляют коммуникацию с помощью звуков. Способность рыб общаться с помощью звуков, по мнению авторов, появилась около 155 миллионов лет назад и неоднократно эволюционировала. Ученые отметили, что способность осуществлять коммуникацию с помощью звуков у рыб появилась примерно в то же время, когда впервые стали активно пользоваться звуками в процессе взаимодействия сухопутные позвоночные животные.

Результаты работы подтверждают гипотезу о том, что коммуникация многих видов с помощью звуков является очень древней. Ученые отметили, что некоторые виды рыб оказались особо «разговорчивыми» и очень активно использовали звуки. Среди таких видов – жабовидные рыбы и сомы. Авторы считают, что, вероятнее всего, рыбы предупреждают друг друга об опасности с помощью звуков, а также о том, где можно обнаружить пищу. Это исследование было опубликовано в журнале Ichthyology & Herpetology.