Ученые выяснили, что мхи и лишайники положительно влияют на качество воздуха и климат

Исследователи из Института химии Макса Планка (Майнц), Университета Граца, Национального института исследований Амазонии (INPA) обнаружили, что мхи и лишайники значительно влияют на состав атмосферы и воздействуют на качество воздуха, климат и экосистемные процессы.

Долгое время ученые считали, что именно листья деревьев являются основным источником биогенных летучих органических соединений (БЛОС). Эти вещества играют большую роль в самоочищении атмосферы, связаны с образованием облаков и появлением осадков, влияют на климат на Земле в целом. Однако исследователи обнаружили, что мхи и лишайники не менее значимы в этих процессах.

Тропические дождевые леса выделяют различные реактивные летучие органические соединения. Исследователи измеряют их на разных высотах, чтобы отследить их влияние на атмосферу. Например, можно проследить, как они влияют на концентрацию озона. Однако долгое время ученые игнорировали многочисленные мхи и лишайники, которые покрывали стволы деревьев. В новом исследовании ставился вопрос: способствуют ли лишайники и мхи выбросу летучих органических соединений в тропических дождевых лесах? В течение двух лет ученые измеряли выбросы биогенных летучих органических соединений из десяти образцов мхов и лишайников.
«Мы установили две небольшие стеклянные колбы. В одну мы поместили образец обычного мха или лишайника. Другую оставили пустой. Мы прокачали воздух из джунглей через оба сосуда и проанализировали выходящий воздух с помощью масс-спектрометра», – рассказывает один из авторов Ахим Эдтбауэр, описывая эксперимент.
Результат удивил исследователей: мхи и лишайники выделяют значительное количество биогенных летучих органических соединений. Эти соединения с атомами углерода в различных конфигурациях быстро реагируют с озоном и образуют в воздухе кислородсодержащие соединения и частицы. Таким образом, уровень выбросов получился аналогичным выбросам деревьев.

Фото: Achim Edtbauer