Комары распознают яды при помощи своих ног

Согласно данным исследования Ливерпульской школы тропической медицины, этот механизм помогает комарам-переносчикам малярии оставаться резистентными к инсектицидам.
Комары распознают яды при помощи своих ног

Изучив два основных вида переносчиков малярии в Западной Африке – Anopheles gambiae и Anopheles coluzzi, ученые обнаружили, что определенные связывающие белки, расположенные в ногах насекомых, особенно выражены у невосприимчивых к инсектицидам популяций.

«Нам удалось найти совершенно новый механизм резистентности к инсектицидам, который, по нашему мнению, отвечает за более низкую, чем хотелось бы, эффективность противомоскитных сеток, – говорит доктор Виктория Ингэм, автор исследования. – Белок, расположенный в ногах комаров, вступает в контакт с инсектицидом, как только комар садится на обработанную им противомоскитную сеть».

Изучая вид Anopheline, команда ученых продемонстрировала, что уровень связующего белка SAP2 был повышен у резистентных популяций и увеличивался в дальнейшем при контакте с пиретроидом – инсектицидом, использующемся в противомоскитных сетках. Когда уровень этого белка снижался в результате «выключения» определенного гена, восприимчивость к пиретроиду восстанавливалась. Та же взаимосвязь была характерна и для обратного процесса: при повышении уровня белка ранее восприимчивые комары становились резистентными к инсектициду.

Повышение резистентности популяций москитов к ядам привело к появлению новых обработанных инсектицидами москитных сеток, которые помимо пиретроидов содержат пиперонил бутоксид. Но, несмотря на это, комары продолжают развивать новые механизмы резистентности, поэтому их выявление крайне важно для разработки дополнительных синергистов (активаторов яда), которые могут быть использованы для восстановления восприимчивости.

Обработанные инсектицидами противомоскитные сетки длительного пользования остаются одним из главных способов борьбы с малярией. Данное открытие ученых позволит создать новые компоненты для блокировки резистентности к пиретроиду и предотвращения распространения смертельно опасного заболевания.