Ученые ставят под сомнение существование загадочной Девятой планеты

Анализ трех астрономических исследований позволил получить вполне убедительные свидетельства того, что на задворках Солнечной системы нет никакой гигантской планеты.
Ученые ставят под сомнение существование загадочной Девятой планеты

На протяжении нескольких лет ученые спорят о возможности существования невиданной ранее планеты, масса которой по меньшей мере в 5 раз превышает массу Земли. Этой гипотезе недавно был нанесен серьезный удар: анализ отдаленных ледяных объектов ставит под сомнение тот факт, что они могут находиться под действием гравитации планеты-гиганта. При этом исследователи не исключают совсем существования такой планеты.

Впервые возможность того, что вокруг Солнца вращается Девятая планета, была озвучена в 2016-м году, когда астрономы Майкл Браун и Константин Батыгин из Калифорнийского технологического института предположили, что орбиты шести транснептуновых объектов (ТНО) – небольших небесных тел в поясе Койпера, которые вращаются вокруг Солнца за Нептуном, – объединены в кластер. Такая кластеризация могла быть результатом гравитационного влияния огромной планеты, расположенной где-то на окраине Солнечной системы – на расстоянии в 400 раз больше, чем расстояние от Земли до Солнца, и почти в 10 раз больше, чем расстояние между Солнцем и самым известным транснептуновым объектом – Плутоном. Однако не все астрономы согласились с этим объяснением: ряд исследователей предположил, что в действительности орбиты ТНО не были объединены в кластер, а лишь казались таковыми.

Команда специалистов под руководством Кевина Напье, физика из Мичиганского университета, объединила данные трех обзоров, посвященных изучению орбит 14 экстремально далеких ТНО (ЭТНО), и выяснила, что расположение орбит этих объектов можно объяснить и без существования Девятой планеты. Для этого ученые создали компьютерную модель с десятью миллиардами равномерно распределенных ЭТНО на окраине Солнечной системы, после чего подсчитали вероятность того, что наблюдение небольшой доли этих объектов даст результаты, совпадающие с существующими расчетами. По мнению исследователей, нет никаких причин считать, что ЭТНО распределены неравномерно, и орбиты наблюдаемых ТНО лишь выглядят объединенными в кластер из-за ошибки выборки.

«Это не значит, что Девятой планеты не существует, но она точно не объясняет полученные данные», – говорит Напье.

Майкл Браун не согласился с выводами команды Напье, заявив, что их работа не включала в себя шесть ТНО, орбиты которых были изучены в оригинальном исследовании Брауна и Батыгина.

«Мы не включили их в свой обзор, поскольку нам нужны данные о том, куда и когда был направлен телескоп и насколько слабые объекты он мог обнаружить, – говорит Напье. – Таких данных у нас нет».

Ученые надеются, что 10-летнее исследование, которое стартует в 2022-м году в обсерватории им. Веры Рубин в Чили, позволит получить необходимую информацию, чтобы, наконец, ответить на вопрос – если она или нет, загадочная Девятая планета?

Фото: Shutterstock