Ученые обнаружили удивительные эволюционные изменения у змей

В животном царстве выживание сводится к тому, съешь ты или съедят тебя. Чтобы стать победителем в этом противостоянии, организмы вырабатывают самые разные механизмы: можно опередить хищника, можно иметь роскошную защитную маскировку, а можно развить уникальную сопротивляемость к вырабатываемым добычей химическим веществам, чтобы затем хранить их в собственном теле для защиты от хищников. Именно так поступают змеи вида Rhabdophis.
Ученые обнаружили удивительные эволюционные изменения у змей
В народе именуемые лесными ужами и обитающие на юго-востоке Азии, эти змеи в процессе эволюции развили специальные железы в коже, иногда прямо вокруг шеи, в которых они хранят буфадиенолиды – смертоносные стероиды, получаемые ими от жаб, которыми они питаются.
«Эти змеи изгибают шеи в защитной позе и поражают неудачливых охотников глотком яда, – говорит Алан Савицки, герпетолог из Университета штата Юта, на протяжении многих лет изучающий скользких рептилий. – Когда-то ученые думали, что они сами вырабатывают этот токсин, однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что змеи получают его из пищи, а именно из пожираемых ими жаб».
Савицки и его коллегам удалось выяснить, что не все члены змеиного семейства получают защитный токсин от одного источника. Международная команда исследователей обнаружила, что змеи, обитающие на западе Китая и в Японии, вместо лягушек и жаб питаются земляными червями. А поскольку черви не вырабатывают токсины, змеям пришлось найти другой источник ядов – им стали личинки светлячков, являющиеся дальними родственниками жаб и производящие тот же класс токсинов.
«Это первый задокументированный случай того, как хищник поменял рацион с позвоночных на непозвоночных для получения селективного преимущества в приобретении той же химической защиты», – отмечает Савицки.
По словам ученых, это удивительный эволюционный образец адаптации, позволивший компенсировать отсутствие химической защиты в результате изменения рациона.
Фото: Alan Savitzky