Ученые нашли способ прочитать обугленные после извержения Везувия свитки

Трудно представить, что тонкий свиток папируса мог пережить извержение вулкана. Еще сложнее представить, что такой артефакт можно прочитать спустя 2000 лет даже не раскрывая его.
Ученые нашли способ прочитать обугленные после извержения Везувия свитки

Папирусы Геркуланума, содержащие более 1800 текстов, – одни из самых известных артефактов из когда-либо обнаруженных. Но их прочтение оказалось очень непростой задачей, так как в 79 году до нашей эры из-за извержения Везувия они превратились в куски угля.

Остатки библиотеки обнаружили в 1752 году во время раскопок древнеримского города Геркуланума, также уничтоженного во время извержения. На протяжении более двухсот лет ученые пытались их прочитать, но обугленный папирус очень хрупок, и даже самые незначительные действия могут разрушить бумагу. Поэтому исследователи обратились к новой технологии, позволившей читать тексты без надобности их раскрытия.

Система включает сканер с высоким разрешением и алгоритм машинного обучения. Известный как «Алмазный источник света», современный синхротрон излучает лучи света в 100 миллиардов раз ярче Солнца, позволяя ученым просматривать свиток изнутри в высоком разрешении. А затем, с помощью машинного обучения, они смогут разглядеть даже едва различимые знаки.

Для начала ученые планируют изучить два обугленных свитка. Это не первый раз, когда свитки читают не разворачивая их. В 2015 году ученые впервые использовали технологию, чтобы изучить древний текст, написанный чернилами на металлической основе. Но это первый раз, когда будет распознаваться чернила на основе углерода, что гораздо труднее.

Фото: 1) Diamond Light Source/Digital Restoration Initiative/University of Kentucky; 2) Vito Mocella/Nature Publishing Group