Ученые из Пермского Политеха предложили технологию, повышающую качество промышленных изделий

В современной нефтегазовой и авиационной промышленности активно используют биметаллические материалы, созданные из двух и более металлов или сплавов. Изделия из них очень прочны, устойчивы к износу и коррозии, однако при их обработке часто возникают дефекты. Ученые Пермского Политеха разработали технологию, которая позволит повысить ее точность и сохранить дорогостоящее оборудование.

Исследователи отмечают, что изделия из биметаллов используются сейчас во многих сферах производства. Однако металлы в составе композита различаются по структуре и свойствам. Из-за этого быстро изнашиваются режущие лезвия инструментов и снижается в целом качество изделий.

Вместе с коллегами из Тульского университета ученые разработали математическую модель и провели серию экспериментов, обрабатывая материал со стальной основой и медным покрытием. Был использован копировально-прошивной электроэрозионный станок с числовым программным управлением. Заготовки были обработаны с помощью различных электродов-инструментов: графитового, медного и композитного.
«Установлено, что инструмент менее всего изнашивается в случае использования композитного материала при минимальном режиме. Он позволяет обеспечить однородность обработки. При применении графитового композита происходит разложение его поверхностного слоя. В пространстве между металлами появляются заряженные частицы углерода, которые притягиваются обратно к инструменту. Это позволяет предотвратить его разрушение и обеспечить высокую производительность обработки», – отмечают авторы.
Благодаря разработанной модели можно будет рассчитывать наиболее эффективные режимы и скорость обработки, выбирать оптимальные инструменты. Разработка может применяться в будущем в авиационной, нефтегазовой и других сферах промышленности. Результаты работы исследователи опубликовали в журнале Materials.

Фото: пресс-служба Пермского Политеха