У берегов острова Гавайи обнаружен огромный подземный резервуар пресной воды

Долгое время остров оставался загадкой для ученых: почему-то количество пресной воды в его подземном водоносном горизонте было значительно меньше, чем должно было с учетом количества осадков. Кажется, теперь исследователям удалось понять почему.
У берегов острова Гавайи обнаружен огромный подземный резервуар пресной воды

Большая часть пресной воды на острове Гавайи добывается из подземного водоносного горизонта, который пополняется, в том числе, за счет дождевой воды, просачивающейся через верхний слой почвы, и лежащие под ней вулканические породы. При этом недавно проведенный изотопный анализ позволил предположить, что существует серьезное несоответствие между объемом воды, попадающей в водоносные горизонты, и объемом воды, добываемой из них. Чтобы понять, в чем причина такого расхождения, геофизик Эрик Аттиас из Гавайского университета и его команда прибегли к электромагнитной интроскопии.

Исследователи проплыли вдоль береговой линии острова, распространяя электромагнитное поле в воде на площади в 160 км². Полученные данные электромагнитной разведки позволили обнаружить зоны с более высокой и низкой проводимостью и составить карту пресноводных выходящих потоков и их резервуаров. Оказалось, что в слоях между насыщенными соленой водой вулканическими базальтами расположены резервуары пресной воды объемом примерно в 3,5 кубических километров (около 1,4 миллионов олимпийских бассейнов). И это в 2 раза больше предыдущих оценок!

«Наша находка может кардинально изменить традиционные гидрологические модели, которые широко применяются для подсчета устойчивой продуктивности и запасов подземных вод», – комментирует Аттиас.

Сделанное открытие также может повлиять на способность жителей вулканических островов справляться с изменениями климата. Растущее число засух снизит количество дождевых осадков, попадающих в подземные водоносные горизонты. Свой вклад может внести и изменение ландшафтов: например, дождевые леса могут улавливать осадки, направляя их по растениям прямо в слои почвы, которые удерживают и фильтруют воду. Если лес исчезает, почва подвергается эрозии, и вода течет по ее поверхности, не проникая вглубь. Подводные водоносные горизонты более устойчивы к этим изменениям и могут стать ценным ресурсом для жителей вулканических островов по всему миру (при условии внимательного управления ими и ненанесения вреда местным экосистемам).

Фото: Warren Ishii/500px/Getty Images