Слишком большое количество CO2 пагубно влияет на леса планеты

Деревья, которые растут быстро, умирают более молодыми, создавая угрозу высвобождения диоксида углерода. Это в свою очередь подвергает сомнению устоявшееся мнение о том, что леса будут оставаться главными «поглотителями» нагревающих планету газов.
Слишком большое количество CO2 пагубно влияет на леса планеты

По словам ученых, современные климатические модели предполагают, что в текущем столетии леса останутся основными поглотителями углекислого газа, выделяемого при сжигании ископаемого топлива, а высокие температуры и концентрации CO2 будут стимулировать рост деревьев и помогать им впитывать еще больше парниковых газов, поскольку и «взрослеть» они будут быстрее. Однако результаты исследования, проведенного Университетом Лидса, говорят о том, что быстрый рост деревьев связан с их быстрой гибелью, поэтому роль лесов как хранителей CO2 может быть недолгой. Исследователи изучили более 200 тысяч данных по годичным кольцам разных пород деревьев со всего мира и обнаружили, что связь между быстрым ростом и продолжительностью жизни отмечается практически у всех деревьев, включая тропические.

«Интенсивность поглощения CO2, вероятно, идет на убыль по мере того, как медленно растущие и стойкие деревья вытесняются быстрорастущими и уязвимыми», – говорит соавтор исследования Стив Вулкер, сотрудник факультета наук об окружающей среде и лесном хозяйстве Университета штата Нью-Йорк.

По словам Вулкера, исследователям удалось обнаружить связь между быстрым ростом деревьев и их уязвимостью, ведь быстрорастущие деревья вносят меньший вклад в защиту леса от болезней и нашествий насекомых и более чувствительны к засухам. Сегодня средняя температура земной поверхности уже выросла на 1°С по сравнению с доиндустриальным уровнем, и этого оказалось достаточно для повышения степени опасности засух, периодов аномальной жары и суперштормов.

Стоит отметить, что леса планеты, особенно тропические, поглощают от 25 до 30% выбросов углекислого газа, при этом в прошлом году каждые 6 секунд (!) с лица Земли исчезал участок леса размером с футбольное поле. Результаты же нового исследования говорят о том, что идея об уравновешивании выбросов парниковых газов путем посадки большего количества деревьев уже не выдерживает критики.

Фото: Unsplash