Сеть обмена бусинами из скорлупы страусиных яиц раскрывает 50000-летнюю историю Африки

Археологами была обнаружена существовавшая в Восточной и Южной Африке около 50000 лет назад сеть обмена бусинами из скорлупы яиц страуса. Но климатические изменения привели к потере контактов между разными регионами на долгие годы.

ДНК признан важным инструментом для изучения генетических взаимодействий между разными популяциями, однако он не дает проследить историю культурных и социальных связей. Исследователи Дженнифер Миллер и Йиминг Ванг из Института Макса Планка по изучению истории человечества обратились к необычному источнику информации для изучения древних культурных связей людей – к бусинам из скорлупы яиц страуса. Именно они, по мнению ученых, позволяют говорить о 50000-летней истории связей и изоляции населения в Южной и Восточной Африке.

В Восточной Африке примерно 50000 лет назад стали изготавливать ранние стандартизированные украшения. В них были маленькие бусины в виде дисков. Разные культуры производили бусы по-своему, придумывая новую форму и необычный стиль. Именно это дает исследователям шанс проследить историю культурных связей.

База данных, проанализированных учеными, включает 1500 отдельных бусин, найденных в 31 месте на юге и востоке Африки за последние 50000 лет. Сбор этих данных занял более десяти лет. Сравнивая такие характеристики бусин, как общий диаметр, диаметр отверстия, толщину изделия, ученые обнаружили, что в период между 50000 и 33000 лет назад люди в Восточной и Южной Африке использовали практически одинаковые бусины. Это означает, что когда-то эти два региона социально и культурно взаимодействовали.

Jennifer Miller and Yiming Wang / Nature, 2021

Однако если обратиться к периоду 33000 лет назад, то можно обнаружить, что признаки взаимодействия исчезают. Примерно в это же время в Восточной Африке резко меняется климат и уменьшается число осадков. Дожди сместились на юг и затапливали берега рек, создавая тем самым географический барьер, который нарушил социальные и культурные связи регионов.
«Эти крошечные бусинки способны раскрыть большие истории о нашем прошлом. Мы призываем других исследователей развивать эту базу данных и продолжать изучать свидетельства культурных связей в новых регионах», – говорят авторы.
В целом результаты их работы описывают 50000-летнюю историю человеческих связей и резких изменений климата, которые повлияли на нарушение социального и культурного взаимодействия. Работа появилась в журнале Nature.

Фото: Jennifer Miller