Самая глубокая известная пресноводная пещера оказалась глубже, чем считалось ранее

Несколько лет назад дистанционно управляемый автомобиль спускался в систему пресноводных пещер, которая находится глубоко под Чешской Республикой. Но добраться до дна ему не удалось, так как кабель оказался не достаточно длинным.

Используя геофизические исследования Границкой бездны, ученые открыли систему траншеевидных пещер примерно на километр ниже. Выводы основаны на многочисленных типах геофизических данных, включая измерения с помощью гравиметра, в дополнение к проверке электропроводности и естественных геомагнитных полей в недрах Земли. Вместе это может рассказать ученым об общем расположении скал, минералов, пещер и долин, лежащих ниже. Хотя это не идеальный инструмент для картографирования, он предполагает, что Границкая бездна простирается намного глубже, чем считалось ранее.

Самые глубокие затопленные пещерные системы в мире сложно и опасно изучать даже с помощью дистанционно управляемых транспортных средств. Исследования показывают, что многие из этих пещер содержат воды с кислотными элементами, происходящими из глубокого источника.

Это заставило ученых предположить, что пещеры были сформированы снизу вверх, когда кислотное внутреннее ядро ​​нашей планеты медленно разъедало известняковую скалу. Но эта идея, известная как гипогенное образование, не принимает во внимание специфику геологии или тектонической активности каждого региона. Под пропастью Границкой бездны ученые нашли доказательства существования крупномасштабной сети подземных структур, состоящих из растворимой породы, известной геологам как карстовая система.

Некоторые из этих подземных пещер заполнены пресной водой, а другие — отложениями, но повторные исследования говорят о том, что они образовались сверху вниз. Полагается, что в середине миоцена вода стекала с гор в бассейн, который постепенно вырезал пещеры в известняке в результате эрозии. Бывшая дренажная система, обнаруженная связанной с пропастью, подтверждает эту теорию.

Команда считает, что только после этого снизу поднимется кислая вода, которая поднимет на поверхность глубокие изотопы Земли. Если эта теория происхождения верна, то придется переоценить другие глубокие затопленные пещеры в Италии, Южной Африке и Бразилии, которые, как предполагалось, образовались снизу вверх.
Фото: Tomas Indrak/GettyImages