Простые клетки справились с лабиринтом из живой изгороди

Может ли клетка, используя хемотаксис, справиться с лабиринтом? Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи создали миниатюрные версии лабиринта из живой изгороди, как во дворце Хэмптон-Корт, а также десятки других микроскопических испытаний различной сложности.
Простые клетки справились с лабиринтом из живой изгороди

Для одной клетки человеческое тело представляет собой гигантский лабиринт тканей, химических веществ и капилляров. Он заполнен триллионами других клеток, которые суетятся, как пассажиры на самой загруженной железнодорожной станции в мире. Каким-то образом среди всего этого шума большинству клеткам удается добраться до места назначения.

Как они это делают? Они используют хемотаксис — способность ориентироваться, ощущая присутствие или отсутствие химических веществ в окружающей среде. Сперматозоиды используют хемотаксис для обнаружения яйцеклеток, белые кровяные тельца используют его для сплочения вокруг участков инфекции, а раковые клетки таким образом метастазируются через уязвимые ткани. Клетки перемещаются из областей с более низкой концентрацией химического вещества (в новом исследовании это был раствор аденозинмонофосфат) в области с более высокой концентрацией.

Но иногда есть несколько мест на выбор, как в лабиринте. Чтобы определить, какая ветвь содержит более высокую концентрацию вещества, клетки разрушают молекулы перед собой, заставляя вещество из близлежащих областей перемещаться к ним. По мере продвижения клеток вперед вещество истощается все больше и больше, и в конечном итоге короткие тупиковые ветви лабиринта полностью лишаются его, порой даже до того, как клетки достигают выхода.
В начале своего исследования ученые смоделировали это явление на компьютере, а затем повторили то же самое в реальных условиях. Они создали более 100 микроскопических лабиринтов, создав канавки на кремниевом чипе, с шириной каждого пути от десяти до 40 микрон. (Для сравнения, самые тонкие человеческие волосы имеют ширину около 20 микрон).

Лабиринты варьировались от простых (всего несколько ответвляющихся путей до выхода) до сложных (с длинными тупиковыми путями, как в лабиринте из живой изгороди в Хэмптон-Корт) до невозможных. Исследователи отлили эти крошечные лабиринты из резины, а затем залили их жидкими веществами, которые подавались через выход из лабиринта. В начале каждого испытания почвенные амебы, называемые Dictyostelium discoideum, выстраивались в линию и начинали плыть вперед, разрушая молекулы жидкости перед собой.

Самые длинные лабиринты занимали около двух часов, а самые короткие — всего 30 минут. Реальные клетки действовали точно так же, как и моделируемые на компьютере. Столкнувшись с выбором между коротким тупиковым путем и длинным путем, ведущим к выходу, клетки всегда выбирали длинный путь. В более сложных лабиринтах где длина тупиковых путей была равна длине правильного, клетки выбирали верную дорогу примерно в 50 процентах случаев.
Клетки, которые входили в лабиринт первыми, с наибольшей вероятностью достигли выхода. Причина заключалась в том, что первые клетки не оставляли вещества своим конкурентам, из-за чего последние не могли получить информацию о том, куда нужно двигаться.
Фото: Tweedy et al, Science, 2020