Продолжительностью жизни странным образом связана с уровнем железа в крови

Авторы масштабного исследования, проведенного в 2020-м году, изучили генетическую информацию более 1 миллиона человек, сфокусировавшись на трех ключевых измерениях старения – продолжительности жизни, годах, прожитых без заболеваний, и долголетии, то есть дожитии до очень престарелого возраста.
Продолжительностью жизни странным образом связана с уровнем железа в крови

В ходе исследования выяснилось, что 10 областей генома связаны с этими показателями продолжительности жизни, а также с тем, как организм метаболизирует железо. Проще говоря, повышенный уровень железа в крови был связан с более высоким риском ранней смерти.

«Это позволяет предположить, что высокий уровень железа снижает количество здоровых лет жизни, а контроль этого уровня может предотвращать возрастные нарушения, – комментирует Пол Тиммерс, специалист по анализу данных из Эдинбургского университета. – Вероятно, метаболизм железа может объяснить, и почему большое количество богатого железом красного мяса в рационе связано с такими возрастными заболеваниями, как болезни сердечно-сосудистой системы».

Как отмечают исследователи, генетика лишь на 10% влияет на продолжительность жизни и количество здоровых лет, поэтому так сложно отделить влияние генов от других имеющих значение факторов, включая курение и употребление алкоголя. И тем не менее ученым удалось обнаружить пять генетических маркеров, которые ранее не считались значительными, но оказались важными для процесса старения.

Хотя сегодня исследователи находятся на ранних стадиях изучения связи метаболизма железа и продолжительности жизни, в будущем это может привести к созданию лекарств для снижения уровня железа в крови, которые могут добавить нам пару лет жизни. Не стоит забывать, что железо в крови контролирует не только генетика, но и рацион, и этот показатель связан с рядом возрастных заболеваний, включая болезнь Паркинсона и болезни печени. Он также влияет на способность организма сопротивляться инфекциям по мере старения.

«Наша конечная цель – понять, как регулируется процесс старения, и найти способы повышения здоровья в ходе этого процесса», – делится Джорис Дилен, специалист по биологии старения из Института Макса Планка (Германия).
Фото: Cristian Newman/Unsplash