Подтвержден возраст самого древнего метеоритного кратера в мире – 2,2 миллиарда лет

За всю историю нашей планеты она бессчётное количество раз подвергалась ударам со стороны астероидов и комет – даже больше, чем усыпанная кратерами Луна. Однако благодаря постоянно меняющейся поверхности Земли сегодня следы космических бомбардировок практически незаметны.

Относительно неизменный древний ландшафт Австралии может скрывать не только самый большой метеоритный кратер в мире – по мнению ученых, он может быть и самым старым.

«Мы знаем о существовании этого кратера уже лет 20, однако даже не догадывались о том, насколько древним может быть его возраст», – говорит геохимик Аарон Кавоси из Университета Кертина.

Кратер Яррабубба представляет собой огромную впадину в Западной Австралии, достигая примерно 70 км в ширину. Ученые давно выяснили, что он возник в результате падения метеорита много миллионов лет назад, однако сегодня геологам удалось доказать, что его возраст на 200 миллионов лет больше, чем возраст самого древнего известного на сегодняшний день ударного кратера. В результате столкновения метеорита с Землей образовалась ударная волна высокого давления, которая оставила свой след в минералах.

«Когда волна прошла сквозь камни, они сжались как пружина, – говорит Кавоси. – А когда разжались обратно, сразу же нагрелись до температур больших, чем внутри вулкана. Из-за этого некоторые камни в центре кратера буквально испарились, а оставшиеся смешались друг с другом при температуре выше 2000 °С».

По мнению ученых, кратер Яррабубба образовался в конце периода, известного как «земля-снежок», когда атмосфера и океаны непрерывно эволюционировали и становились более насыщенными кислородом. Когда метеорит врезался в Землю более 2 миллиардов лет назад, он столкнулся с континентальным ледяным щитом, подняв в воздух огромное количество камней, пепла и пыли – как при извержении вулкана. Проведя моделирование, исследователи выяснили, что в результате этого события в атмосферу испарилось от 87 триллионов до 5000 триллионов килограммов воды. А поскольку вода служит источником парниковых газов, это могло спровоцировать изменения климата и растопить планету.

На сегодняшний день в мире известно около 190 метеоритных кратеров, и все они могут служить ценным «окном» в прошлое Земли. Несмотря на сомнения некоторых членов научного сообщества, исследования Яррабуббы доказывают, что даже такие невероятно древние события могли повлиять на климат планеты и буквально переписать ее историю.

Фото: The Conversation