Планетолог объясняет потерю поверхностной воды на Марсе

Планетолог Эрдал Йигит из Университета Джорджа Мейсона выдвигает предположение о том, что взаимодействие верхних слоев атмосферы с солнечным светом не может полностью объяснить потерю поверхностной воды на Марсе. Исследователь предлагает учитывать еще ряд факторов, среди которых гравитационные волны, конвекция и пылевые бури.
Планетолог объясняет потерю поверхностной воды на Марсе

Учеными-планетологами признается, что на поверхности Марса было достаточно много воды, которая медленно уходила в космос в виде водорода. Это процесс продолжался несколько миллиардов лет. Прошлые исследования доказывали, что под действием солнечного света молекулы воды разрывались на части и водород улетучивался в космос. Эрдал Йигит считает, что это объяснение слишком простое и процесс исчезновения воды был гораздо сложнее.

Ученый предлагает принять во внимание еще ряд факторов. Недавние исследования показали, что вода могла быть перенесена в верхние слои атмосферы, там молекулы были разделены на части. Эти данные говорят о том, что в нижних слоях атмосферы происходили определенные процессы, подталкивающие воды в верхние слои. Йигит считает, что нужно принять во внимание такие явления, как конвективные течения на небольшой высоте, пылевые бури и гравитационные волны.

Аргументация исследователя основана на данных о том, что вода до сих пор уходит с Марса в космос. Это происходит в основном в период марсианского лета, когда наблюдаются пылевые бури. Йигит полагает, что именно эти пылевые бури влияли на циркуляцию водорода после его отделения от кислорода. Кроме того, гравитационные волны, распространяющиеся вверх, могли сыграть роль в выталкивании воды в верхние слои атмосферы.

Данное исследование появилось в журнале Science.