Пестициды в почве снижают уровень воспроизводства пчел на 89%

Большинство из 20 000 видов пчел, обитающих на планете, живут не в ульях: дикие виды насекомых ведут уединенный образ жизни, и около 70% из них строят гнезда для выращивания потомства под землей. При этом почти все научные исследования, посвященные влиянию пестицидов на пчел, основаны на изучении домашних медоносных пчел или шмелей, в первую очередь потому, что с этими насекомыми проще работать в лабораторных условиях. Как с пестицидами справляются дикие пчелы практически неизвестно.
Пестициды в почве снижают уровень воспроизводства пчел на 89%

Неоникотиноиды – семейство пестицидов, использующихся в сельском хозяйстве по всему миру – по химическому составу напоминают никотин. Эти вещества убивают насекомых-вредителей, атакуя их нервную систему. Неоникотиноиды можно распылять на растения, но чаще всего ими покрывают семена. С момента появления их в конце 1980-х годов, ученые собрали достаточно свидетельств, позволяющих предположить, что химикаты нарушают познавательные способности, память и пищевое поведение пчел. В ЕС неоникотиноиды запрещены к применению с 2019-го года.

Авторы нового исследования, опубликованного в журнале Nature, показали, как пестициды влияют на пчел, накапливаясь не только на опыляемых ими растениях, но и в почве. Ученые воспроизвели условия реальной фермы, выращивая тыкву столовую в туннельных парниках. Перед посадкой они обработали семена растений, а позднее и их листья, неоникотиноидами, почва же была обработана только одним веществом – имидаклопридом, который используется для борьбы с южноамериканским листоедом. Когда тыквы зацвели, в парники запустили пчеломаток – они соорудили гнезда возле каждого растения, после чего начали собирать нектар с крупных желтых цветков и относить его потомству, растущему в специальных камерах под землей. Пчелы, к слову, относились к распространенному в Северной Америке виду тыквенных пчел, которые «специализируются» на опылении цветков тыкв, кабачков и огурцов благодаря уникальным длинным ворсинкам на лапках, которые соответствуют форме и размеру пыльцевого зерна.

Изучив гнезда, пищевое поведение и уровень воспроизводства пчел, исследователи обнаружили, что имидаклоприд – один из наиболее распространенных неоникотиноидов в мире – оказывал разрушительное влияние на все аспекты жизни насекомых. В сравнении с пчелами, жившими на необработанных угодьях, насекомые из эксперимента строили на 85% меньше гнезд и приносили на 89% меньше потомства. Кроме того, они собирали в 5,3 раза меньше пыльцы. Снижая количество собранной пыльцы, пестицид угрожал выживанию пчел и их потомства. При этом негативное влияние испытывали и растения – тыквы разных видов, которые полностью зависят от пчел в производстве урожая.

Фото: USDA ARS/Public Domain