я могу различать неразличимое
Антон Тальский

Пещерные рисунки в Испании были созданы неандертальцами

Согласно новому исследованию, неандертальцы, которые долгое время считались не слишком изобретательными в области искусства, рисовали на сталагмитах в испанской пещере более 60 тысяч лет назад.
Пещерные рисунки в Испании были созданы неандертальцами
Эта проблема волновала палеоархеологическое сообщество уже давно, с момента публикации в 2018 году статьи, приписывающей пигмент красной охры, обнаруженный на сталагмитовом куполе Куэва-де-Ардалес, этим вымершим родственникам Homo sapiens.
Датировка показала, что этому «произведению искусства» было не менее 64 800 лет, и оно было создано в то время, когда современные люди еще не обитали на континенте. Однако открытие считалось спорным, в научной статье говорилось, что, возможно, этот пигмент проявился из-за естественных процессов.
Новый анализ показал, что химический состав и размещение пигмента не соответствует естественным процессам: скорее всего, пигменты наносились путем разбрызгивания и выдувания. Более того, их текстура не соответствовала естественным образцам, взятым из пещер, что позволяет предположить, что пигменты поступили из внешнего источника.
Более подробное исследование показало, что пигменты применялись в разное время, они разделены более чем десятью тысячами лет. Это подтверждает гипотезу о том, что неандертальцы приходили несколько раз на протяжении нескольких тысяч лет, чтобы оставить в пещере свои следы пигментами.
Конечно, «искусство» неандертальцев сложно сравнить с настенными росписями, созданными доисторическими людьми. Однако новое открытие добавляет все больше доказательств гипотезе о том, что неандертальцы не были грубыми, неудавшимися родственниками Homo sapiens, как о них долгое время думали.
Учёные говорят, что пигменты — это не «искусство» в узком смысле слова, а скорее следы определенного поведения, направленного на увековечение символического значения пространства. Пещерные образования сыграли фундаментальную роль в формировании символических систем некоторых сообществ неандертальцев, хотя значение этих символов пока остается загадкой.
Фото: Joao Zilhao/ICREA/AFP/Getty Images