Пещера всех людей

Это место – воистину отчий дом человечества. Здесь жили все «виды» людей: наши непосредственные предки кроманьонцы, неандертальцы и еще одни – самые таинственные «сыны Адама». Останки этих людей, гены которых хранит в себе коренное население юго-восточной Азии, только здесь и найдены. В честь Денисовой пещеры их и назвали – денисовцы.
Пещера всех людей
Фото: loronet, www.flickr.com
А вот почему так назвали саму пещеру – загадка. То ли из-за того, что в конце XVIII века здесь якобы поселился старообрядец Дионисий, то ли в честь пастуха Дениса, который любил укрываться в пещере во время непогоды. Местное население зовет ее по-своему – Аю-Таш, что в переводе с алтайского – Медвежий камень. Легенда гласит, что в древности здесь обосновался злой шаман, который разозлился на местных жителей и наслал на них многолетний дождь. Тогда на помощь алтайцам пришел белый маг. Он скатал все нити дождя в один клубок и превратил его в камень, который спрятал в пещере. В последние годы сюда будто бы снова зачастили циклоны, поэтому жители окрестных деревень шутят: «Вот пришли археологи, начали копать, и снова пошли дожди!»
Денисова пещера находится в долине реки Ануй, в Солонешском районе Алтайского краяwww.altairegion22.ru

Денисова пещера находится в долине реки Ануй, в Солонешском районе Алтайского края. Площадь ее – 270 квадратов, длина – 110 м, а высота в самой широкой части – 10–11 м. В гроте несколько ответвлений, а в верхней части – сквозное отверстие диаметром около метра. Благодаря ему самое широкое и удобное место в пещере летом хорошо освещено, а зимой это обеспечивает хорошую дымовую тягу. Неудивительно, что пещеру облюбовало так много народа. По очереди тут находили пристанище целые поколения неандертальцев, кроманьонцев и денисовцев. А потом и археологов.
Когда пещера была маленькойКогда пещера была маленькой. Алтай. Денисова пещера, предвходовая часть. 1977 г. www.scfh.ru
Началось все в XIX веке, когда сюда прибыл протоирей Алтайской духовной миссии, этнограф и лингвист Василий Вербицкий, чтобы исследовать культуру местных народов. На этом могло все и закончиться, поскольку он описал пещеру как место, «не представляющее никакого интереса». И только в 1977 году советский археолог Николай Оводов решил провести здесь пробные раскопки. Уже на следующий год Аю-Таш посетила группа ученых во главе со знаменитым советским археологом Алексеем Окладниковым. И через четыре года началось – пещеру стали копать. И обнаружили более 20 культурных слоев разных эпох, которые расчищают по сей день.
Алексей Окладников, www.encycl.chita.ruwww.izlov.ru, www.fractalart.grАлексей Окладников, www.encycl.chita.ruРисунки из Денисовой пещерыwww.izlov.ru, www.fractalart.gr
Все не зря: на сегодня здесь найдено более 80 тыс. экспонатов (орудия труда, оружие, украшения, останки людей, животных и растений). А еще выяснилось, что первыми пещеру заселили предки неандертальцев – аж 280 тыс. лет назад.
Неандерталец, реконструкцияНеандерталец. Иллюстрация: Mauro Cutrona, www.sci-news.com
Но главное открытие случилось в 2008 году, когда в одиннадцатом слое орудующие пинцетами ученые наткнулись на крошечную косточку. Как показали анализы, это была фаланга мизинца девочки 7–12 лет. Из кости удалось извлечь ДНК, которая под прохладными сводами пещеры сохранила свою структуру – в течение почти 50 тыс. лет. Результаты стали сенсацией, которую журнал Science приравнял к открытию бозона Хиггса: археологи нашли новый, неизвестный науке вид человека – денисовцев. Тогда генетики кинулись проверять все найденные на тот момент человеческие останки и выяснили, что три огромных коренных зуба, откопанные еще в советское время, тоже принадлежат денисовцу (молодому мужчине), так же как и фаланга пальца ноги, анализ которой продолжается до сих пор.
Зуб денисовца из Денисовой пещерыФото: ROBERT CLARK, www.slashgear.comфаланга мизинца девочки из Денисовой пещеры, АлтайФото: Thilo Parg, www.de.wikipedia.org
И это не все. Ближе к границе того самого одиннадцатого слоя ученые нашли миниатюрные иглы из птичьих костей (с просверленным ушком!), бусины из скорлупы страусиного яйца (откуда оно вообще здесь взялось?), ожерелья из зубов животных, а еще – фрагмент идеально отполированного браслета из камня под названием хлоритолит (ближайшие выходы его находятся за 200 км от пещеры), который меняет свой цвет в зависимости от освещения. Похоже, все это принадлежало денисовцам. А ведь вещи такого качества, как этот браслет, наши предки-кроманьонцы научились делать только в бронзовом веке. Получается, что денисовцы опередили свое время в четыре раза!
Находки из Денисовской пещеры: подвески, иглыНаходки из Денисовской пещеры. Слева направо: подвески из зубов животных; острия-проколки, древние аналоги шила; костяные иглы с ушком. www.cont.wsНаходки из Денисовской пещеры: фрагмент браслета из хлоритолита, кольцо из мрамораСверху вниз: фрагмент знаменитого браслета из хлоритолита, вероятно созданного денисовцами; кольцо из мрамора, археологи предполагают, что оно было частью составного украшения - крепилось к браслету кожаным ремешком; бусины; украшения из раковин моллюсков; подвеска из камня. www.cont.wsКость лошади Оводова, найденная в пещере ДенисоваКость лошади Оводова, найденная в пещере Денисова. Фото: Сергей Васильев. www.siberiantimes.com
И если это так, то корону с головы Homo sapiens придется снять, водрузив ее на темные (анализ ДНК показал, что альтернативное человечество было смуглым) кудри денисовцев. Самой головы, впрочем, пока нет, поэтому черты лица этих людей нам пока неизвестны (скорее всего, они были очень крупными, о чем свидетельствуют найденные зубы). Судить о денисовцах по тем, кто унаследовал 6–7% их генов, – жителям юго-восточной Азии – тоже не приходится: бо́льшая часть их ДНК, конечно, от Homo sapiens. Но первооткрыватель денисовцев, академик Анатолий Деревянко, уверен, что в нижних слоях археологи найдут фрагменты черепов денисовцев, а может быть, и весь череп целиком. Так что здесь еще копать и копать.