Обычная ротовая бактерия может являться причиной возникновения острого язвенного колита

Ученые из университета Сиднея обнаружили связь между недавно открытыми ротовыми бактериями и развитием острого язвенного колита.
В ходе исследования ученые обнаружили в образцах бактериальных клеток, взятых у людей, заболевающих острым язвенным колитом, молекулу pSma1. Эта молекула была найдена в некоторых штаммах бактерии Campylobacter concisus, как правило обитающей в полости рта. Ученые отметили, что их исследование не дает понять, является ли сама ротовая бактерия возбудителем тяжелого заболевания, однако найденные в этой бактерии молекулы pSma1 точно причастны к его развитию.
PSma1 являются плазмидами — небольших размеров молекулами, которые имеют кольцевую ДНК и обычно обитают в клетках бактерий. Плазмиды способны переносить гены, повышающие вирулентность — степень болезнетворности — бактерий, попадающих в организм. В таком случае, если ротовые бактерии Campylobacter concisus действительно способны провоцировать возникновение острого язвенного колита, то живущие в них плазмиды pSma1 многократно усиливают их потенциальную опасность.
Ученые обнаружили штамм pSma1 у пациентов, которым для лечения острого язвенного колита потребовалось хирургическое вмешательство. После этого ученые проанализировали геномы 239 штаммов бактерии Campylobacter concisus, образцы которых были взяты у 146 людей по всему миру, включая 62 штамма, взятых у 28 пациентов с острым язвенным колитом.
По словам ученых, дальнейшее изучение штаммов бактерий Campylobacter concisus поможет объяснить, почему организм многих пациентов, страдающих острым язвенным колитом, не реагирует на медикаменты и терапевтическое вмешательство. Штаммы ротовых бактерий также могут стать биологическими маркерами, по которым можно будет судить о степени прогрессирования кишечного воспалительного заболевания. Кроме того, если ученые докажут то, что бактерия является патогенной и вызывает острый язвенный колит, то она может стать новой основной целью терапевтического вмешательства.
фото: UNSW Sydney / Dr Li Zhang