Обнаружено ранее неизвестное предназначение муравьиных антенн

Оказалось, что они отвечают за кратковременную и долговременную память у рыжих лесных муравьёв.
Обнаружено ранее неизвестное предназначение муравьиных антенн
Восприятие пространства является одной из основных функций муравьиных антенн. Последнее исследование английских учёных утверждает, что у этих локаторов есть ещё как минимум одно предназначение – разделение видов памяти, ранее не наблюдавшееся у муравьёв.
Когда муравей ощущает присутствие пищи, он инстинктивно открывает челюсть, чтобы съесть её. Изучая возможность закрепления этой безусловной реакции с условным зрительным стимулом — например, синей каплей подслащенной воды, учёные провели следующий эксперимент: они подносили к антеннам муравьёв каплю воды с сахарозой, предварительно демонстрируя им объект синего цвета в течение десяти секунд.
Целью эксперимента было закрепить реакцию пищевого поведения при появлении определённых визуальных сигналов. Но серия опытов подобного вида выявила неожиданную особенность. Рыжие лесные муравьи вида Formica rufa проявили наличие свойств латерализации (разделения) памяти.
Муравьи этого вида демонстрировали признаки памяти о связи между синим объектом и пищей через 24 часа после обучения, если каплю воды подносили к левой антенне, и через десять минут или час, если пищу подносили к правой. Такие временные рамки соответствуют наличию видов долговременной и кратковременной памяти.
Таким образом, учёные доказали, что зрительное и вкусовое обучение у муравьёв происходит с использованием разных видов памяти. Авторы исследования также предположили возможные причины появления антенной латерализации – скорее всего, она связана с необходимостью одновременного выполнения нескольких аналитических операций с использованием малого объёма нервной ткани у насекомых.
Фото: Jürgen Mangelsdorf / Flickr