Обнаружена экзопланета размером с Нептун

Ученые нашли экзопланету размером с Нептун возле молодой звезды AU Microscopii. Астрофизики ищут экзопланеты в этой системе, уникальной лаборатории для изучения образования планет, уже более десяти лет. Обнаружить космический объект удалось благодаря телескопам TESS и Spitzer.
Обнаружена экзопланета размером с Нептун

AU Microscopii или AU Mic, расположенная примерно в 32 световых годах от Земли, — молодая звезда в возрасте от 20 до 30 миллионов лет, которая примерно в 180 раз моложе Солнца. В 2000-х годах она была по-прежнему окружена большим диском из обломков, оставшихся после ее формирования. С тех пор астрофизики активно искали планеты вокруг AU Mic, поскольку они образуются именно в таких дисках.

В 2010 году ученые начали наблюдать за микрофоном звезды с помощью инфракрасного телескопа NASA. Телескоп работает в инфракрасном диапазоне, где астрономы надеялась зафиксировать наиболее точный сигнал планеты, поскольку активность звезды менее интенсивна в этом типе света.

Когда планета движется по орбите, ее гравитация притягивает звезду-хозяина, которая слегка двигается в ответ. Чувствительные спектрографы, такие как на IRTF, могут определять скорость звезды и ее движение по линии обзора. Таким образом, исследователи узнали о вероятном присутствии планеты в диске AU Mic.

Изначально точность полученных данных не была достаточной, чтобы без сомнения подтвердить, что сигнал исходит от экзопланеты. Благодаря методу транзита, другому методу обнаружения, ученые наконец-то смогли подтвердить присутствие AU Mic b. Транзит происходит, когда планета проходит непосредственно между ее главной звездой и зрителем, периодически скрывая небольшую часть своего света.

Поскольку количество блокируемого света зависит от размера экзопланеты и ее расстояния от звезды, эти наблюдения позволили ученым определить, что AU Mic b размером с Нептун и проходит перед своей звездой каждые восемь с половиной дней.

Фото: NASA Goddard Space Flight Centre