Новый тест находит супербактерии в крови пациентов всего за час

Скорость имеет значение, когда речь идет об обнаружении антибиотикорезистентных бактерий в крови – чем раньше их найдут, тем быстрее врачи смогут скорректировать лечение. Верный диагноз поможет не только улучшить исход болезни и ограничить распространение супербактерий, но и позволит потратить меньше времени на прием неэффективных антибиотиков.
Новый тест находит супербактерии в крови пациентов всего за час

В настоящее время самый быстрый способ обнаружения супербактерий занимает около 24 часов. Авторам нового исследования – специалистам по молекулярной биологии, химии, интегральной оптике и химической обработке – удалось разработать способ поиска трех разных антибиотикорезистентных микроорганизмов за один прием.

В процессе центрифугирования крови бактерии отделяются от самой крови, что позволяет изучить их ДНК. Затем в игру вступают специально запрограммированные флуоресцирующие молекулы, которые связываются с сегментами бактериальной ДНК, содержащими уже известные антибиотикорезистентные гены. Если такие гены есть в образцах, то их обнаруживает микрочип. Инновациями в исследовании стали способ сепарации крови и метод оптического обнаружения, который позволяет вычислить несколько разных типов супербактерий.

«Каждый час отсутствия лечения снижает выживаемость на 7%, – говорит Аарон Хоукинс, специалист по электрической и компьютерной инженерии из Университета Бригама Янга (Великобритания). – И нужно точно знать, с чем предстоит бороться, чтобы выбрать правильное лечение».
В ситуации, когда важен каждый час, экономия сразу 23 часов – важный шаг вперед для диагностики. Сегодня команда исследователей работает со стартапом для распространения чипа (к слову, его размер – всего около 1 см²), который поможет решить проблему, существующую миллионы лет. Супербактерии эволюционируют невероятно быстро, что даем им возможность сопротивляться самым лучшим лекарственным препаратам, придуманным людьми. В условиях пандемии Covid-19 и повсеместного употребления антибиотиков, зачастую неоправданного, встает серьезный вопрос – сможем ли мы адаптировать наши препараты быстрее, чем супербактерии адаптируются к ним?

Фото: somsak suwanput/ShutterStock