Новая гипотеза о том, почему у тарантулов столь яркий окрас

Почему некоторые виды тарантулов имеют столь яркий окрас? Ученых давно интересует, по какой причине тела этих огромных пауков, активных преимущественно в вечернее и ночное время, покрыты столь броскими синими и зелеными оттенками. Поиск ответа на этот вопрос усложняется тем фактом, что тарантулы не способны различать цвета и не имеют цветового зрения.
Новая гипотеза о том, почему у тарантулов столь яркий окрас

Недавно ученые из Йельского-Сингапурского колледжа и университета Карнеги—Меллона выдвинули и подкрепили свидетельствами новую гипотезу: яркие синие цвета в окрасе важны тарантулам для процесса коммуникации с потенциальными партнерами для спаривания. При этом зеленые оттенки нужны этим паукам для того, чтобы скрываться среди листвы. Также ученые нашли доказательства того, что утверждение о том, что тарантулы не имеют цветового зрения, является ложным. Исследование было опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Чтобы изучить эволюцию яркого окраса тарантулов, исследователи рассмотрели то, как у этих пауков работают опсины — светочувствительные белки, входящие в строение глаз многих животных. Вопреки распространенному мнению, что тарантулы не способны воспринимать цвета с помощью зрения, ученые заметили, что тарантулы имеют полный комплект опсинов — что обычно наблюдается только у пауков с развитым цветовым зрением, активных в дневное время суток, например, у пауков-павлинов.

Это открытие привело ученых к выводу, что тарантулы могут с легкостью различать яркие цветные оттенки в окрасе своих сородичей. На втором этапе исследования ученые, применив сравнительный филогенетический анализ, реконструировали то, какой окрас имели предшественники тарантулов, жившие 100 млн. лет назад. Выяснилось, что их окрас был ярко-синим. Также стало известно, что синие цвета в окрасе предшественников тарантулов не были связаны с механизмами защиты от хищников. Это значит, что наиболее вероятной функцией синего цвета в их окрасе была функция привлечения потенциальных партнеров.

Эволюция зеленого цвета в окрасе этих пауков, по словам ученых, была обусловлена условиями их обитания, а именно тем, перемещались ли эти пауки по деревьям. Соответственно, зеленый цвет, скорее всего, возник у них в качестве камуфляжного.

Ученые также пронаблюдали, насколько были распространены синие и зеленые оттенки в окрасе тарантулов и пришли к неожиданным выводам. Они заметили, что синие оттенки у тарантулов чаще терялись. Наибольшее количество потерь синего цвета наблюдается в окрасе пауков, обитавших на территориях Америки и Океании, тогда как у тарантулов, живших на территории Старого Света (Европа, Азия и Африка), синий цвет чаще всего так и оставался присутствующим в окрасе.

Эта вариативность заинтриговала ученых. Согласно одной из наиболее последовательных гипотез, она связана с различием природных условий Нового и Старого Света, которое могло повлиять на то, как распространялся свет на этих территориях, что в свою очередь влияло на окрас тарантулов и их восприятие цвета.

фото: Bastian Rast