Найденные окаменелости возродили споры о пещерных захоронениях неандертальцев

Обнаружение частичного скелета верхней части тела взрослого неандертальца в Иракском Курдистане возродило многолетнюю дискуссию о том, намеренно ли неандертальцы хоронили своих мертвецов.
Найденные окаменелости возродили споры о пещерных захоронениях неандертальцев

Во время раскопок в пещере Шанидар с 1951 по 1960 годы были найдены окаменелости десяти неандертальцев. Место назвали «цветочным захоронением», так как вокруг останков находилось много древней пыльцы. Покойный археолог Ральф Солецки, который вел эти раскопки, пришел к выводу, что пыльца была частью погребального ритуала.

Однако критики предположили, что неандертальцы, спящие в пещере Шанидар, могли умереть из-за травм от падающих камней, прежде чем природные процессы покрыли их тела грязью и растениями. К тому же, всегда считалось, что ритуалы захоронения несвойственны неандертальцам.

В 2016 году археологи обнаружила ребро, нижнюю часть спины и кости сжатой правой руки, предположительно неандертальца. Другие окаменелости от того же человека, обнаруженные в 2018 и 2019 годах, включали в себя уплощенный череп, который все еще имел черты неандертальца, и кости верхней части тела, включая левую руку, которая была завита под головой. По словам ученых, недавно найденный Неандерталец, получивший название Шанидар З, лежал рядом с цветочным захоронением. Это усиливает аргумент теории Солецки о том, что пещера содержит одну или несколько могил каменного века.

К тому же, в осадочных породах вблизи Шанидара З тоже обнаружили микроскопические остатки древних растений и пыльцы. Шанидар З лежал на дне впадины, где слегка уплотненная почва указывает на то, что яма была вырыта намеренно. В отложениях, содержащих Шанидара З и близлежащих неандертальцев, нет никаких признаков воздействия камнепадов. Предварительное датирование почвы чуть ниже останков Шанидара З показывают, что человек, чей пол остается неопределенным, жил от 70 000 до 60 000 лет назад. Рядом с одним из ребер Шанидара З лежал заостренный каменный артефакт, но как он туда попал — непонятно.

Возле головы неандертальца находились два сложенных камня, вероятно, помечающих место, где было похоронено тело. Однако неизвестно, сколько времени прошло между предполагаемыми погребениями Шанидара З и соседних неандертальцев.

Фото: GRAEME BARKER